Компания BMW прилагала значительные усилия для выпуска автомобилей с чистым выхлопом (BMW 325e и 525e) еще с 1983 г.
В 1994 г. BMW создала свой первый серийный автомобиль на газомоторном топливе (NGV), который был представлен в марте 1995 г. Первые два экземпляра были окрашены в цвет Boston Green Metallic: E36 BMW 316g Compact и E34 BMW 518g Touring. «Пионеры» были далеки от современных электромобилей на водородных топливных элементах, это были автомобили с бензиновым двигателем, во впускной коллектор которых впрыскивался СПГ (сжатый природный газ), что позволяло им работать как на газе, так и на бензине.
СПГ — это метан, состоящий из четырех атомов водорода и одного атома углерода. В качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания он выделяет примерно на 25% меньше окиси углерода. Хотя общий объем выбросов углеводородов не так уж и велик, высокое содержание водорода в метане обеспечивает более чистые выбросы.
СПГ лучше работает на больших двигателях из-за более низкой теплотворной способности, снижая мощность двигателя примерно на 15%. Такое снижение приемлемо для двигателя V8 мощностью 300 л.с. на бензине, но не так подходит для небольших двигателей, так как мощность двигателя 316g снизилась со 101 до 88 л.с. Несмотря на это, октановое число СПГ составляет около 130 по сравнению с 95 у обычного бензина, что делает его еще более эффективным для специально созданных двигателей, работающих только на природном газе.
На представленных автомобилях использовались стандартные немодифицированные двигатели SOHC M43: 101-сильный 1600 на модели 316g и 115-сильный 1.8 на модели 518g. Бензиновый бак остался, а газовый баллон для СПГ расположен в задней части автомобиля. В модели Compact он заменил задние сиденья, превратив автомобиль в двухместный, а 518g остался четырех- или пятиместным с бензобаком в багажнике.
BMW утверждает, что при этом сохраняется около 85% прежней грузовой площади E34 Touring. Запас хода на бензине составляет около 225 км для модели 316g и около 161 км для модели 518g. Что касается технических характеристик, то на бензине 316g разгоняется до 177 км/ч, а от 0 до 100 - чуть более чем за 15 секунд, в то время как на бензине – 188 км/ч и 12,3 секунды. Модель 518g разгоняется до 180 км/ч на КПГ и преодолевает дистанцию 0-100 за 17,5 секунды по сравнению со стандартными бензиновыми показателями 98 км/ч и 12,3 секунды, что является заметным снижением.
Первый газомоторный автомобиль
Оба автомобиля с 80-литровым бензобаком, который может выдерживать давление 200 бар или 3000 фунтов на квадратный дюйм, с заливной горловиной, расположенной рядом с обычным топливным баком под бензиновой крышкой. Из бака газ по стальной трубе высокого давления с запорным клапаном поступал к дозатору СПГ под капотом. На модели 316g этот блок был установлен со стороны выхлопной системы двигателя за бачком омывателя, а на модели 518g - за расходомером воздуха.
Головное устройство подачи СПГ состоит из дозирующего устройства с регулятором давления для нагнетания сжиженного газа во впускной коллектор. Газ превращается в жидкость под высоким давлением, что делает его похожим на сжиженный нефтяной газ (СНГ), состоящий из пропана и бутана), хотя СНГ превращается в жидкость при более низком давлении. Эта жидкость впрыскивалась во впускной коллектор через четыре трубы высокого давления, которые входят в нижний впускной коллектор. Трубы размещены очень близко к впускным отверстиям в головке блока цилиндров и намного дальше корпуса дроссельной заслонки.
Компания BMW не рассчитывала на чудеса продаж, но ставила перед собой задачу реализовать в первый год около 1500 экземпляров. Однако в итоге до конца производства Compact в 2000 году было построено всего 468 автомобилей, и только 298 моделей 518g Touring нашли свой дом.
Проблема двух газобаллонных автомобилей заключалась в их высокой стоимости, которая была более чем на 3000 долл. дороже стандартных автомобилей, и в ограниченном улучшении топливной экономичности. Финансовая эффективность зависела от стоимости более дешевого газа, а КПГ лишь на 30% дешевле обычного топлива. Если учесть потерю внутреннего пространства и доступность сжиженного газа с более компактными баллонами, то выбор в пользу СПГ не имел смысла.
Сегодня единственными запчастями, которые BMW по-прежнему поставляет для автомобилей "g", являются хромированный значок "g" на багажнике, а также несколько уплотнительных колец и хомутов для шлангов. В музее BMW представлены несколько оставшихся моделей 316g или 518g, но при отсутствии новых запчастей обслуживание этих автомобилей с работающей газовой системой может оказаться довольно сложной задачей.
В 2005 году компания BMW представила модель Hydrogen 7 - V12 760Li на базе E66, в двигателе которого использовался впрыск водорода. Было выпущено сто автомобилей для опробования покупателями, после чего концепция исчезла. Для производства водорода требуется значительное количество энергии, и, как и в случае со сжиженным и сжатым газом, сохраняются проблемы производства и хранения.
Добавлено: 03.11.2023 23:25
Последние комментарии
Тоже всякую шляпу покупал в свое время, но только деньги потратил на ветер....