Подвеска StreetCarver в принципе отличается от подвесок остальных скейтбордов. Здесь каждое колесо имеет свой рычаг подвески, а вправо-влево поворачивается ось качания рычагов
Судя по всему, StreetCarver предназначен для скоростных спусков с гор с асфальтовым покрытием. Поведение StreetCarver при скоростном спуске можно сравнить лишь со сноубордом. Великолепная управляемость и сцепление с дорогой обеспечивает дуэт колес, «обутых» в низкопрофильную резину, и потрясающих по своей работе подвесок, позволяющих выписывать красивые дуги и входить в довольно крутые повороты. Скейтборд от BMW отличает от своих собратьев не только цена, но и необычные технологии во всем – начиная от деки и заканчивая подвесками и колесами.
Прежде всего хотелось бы обратить внимание на размеры и вес самого маленького BMW. По своим параметрам он больше напоминает смесь лонгборда (разновидность скейтборда, только в полтора раза длиннее, для выполнения трюков на улице, минирампе, а также для обычного катания по улицам) и маунтинборда (разновидность скейтборда, для катания по пересеченной местности и спусков с гор). Его вес близок к 10 кг; размеры – 84 см в длину и 28 см в ширину; колесная база – 94 см, ширина колеи – 26 см. Клиренс, или дорожный просвет, составляет 16 см, что позволяет безболезненно съезжать на обочину дороги.
Форма деки симметричная, суженная с двух концов и расширенная к середине. Хорошо выраженные конкейвы (продольные загибы деки, такие же как и на обычном скейтборде) помогают лучше чувствовать скейтборд и обеспечивают отличный контроль на больших скоростях. Дека выполнена из довольно легкого, плотного и упругого материала, напоминающего углепластик.
Покрытие деки сильно отличается от всех известных видов скейтборда, где используется наждачная бумага. Разработчики BMW решили применить ребристое резиновое покрытие (очень похожее на покрытие уинтер-скейта, зимнего скейтборда с лыжей вместо колес), благодаря которому ногам практически невозможно соскользнуть при резких поворотах.
Самой интересной и необычной деталью StreetCarver однозначно является его подвеска. При ее проектировании, по словам разработчиков, использовались технологии и детали подвески автомобиля BMW 5-й серии. Суть заключается в том, что при переносе веса тела на один из краев скейтборда подвеска ведет себя таким образом, что, помимо обычного поворота колес, она заставляет их наклоняться в ту сторону (аналогично наклону мотоцикла), куда перенесен вес тела. При этом поворачиваются и наклоняются все четыре колеса. Вдобавок специалисты BMW разработали специальные колеса, по форме напоминающие колеса спортивного мотоцикла. Шины сферической формы сохраняют неизменной площадь контакта с асфальтом и при наклоне колес в поворотах. Все это обеспечивает гораздо лучшее сцепление с дорогой, устойчивость и управляемость.
Одним из минусов StreetCarver является вес. Скейтбордистам, а особенно – скейтбордисткам, будет тяжеловато таскать эту доску на вершины больших и длинных гор, поскольку летом подъемники не работают.
Другой минус заключается в отсутствии регулировки тугости поворота. Так, на всех известных видах скейтборда существует центральный болт подвески (кингпин, kingpin), который настраивает чувствительность подвески к наклонам тела и, следовательно, к поворотам. На StreetCarver же регулировка отсутствует. Своеобразная конструкция подвески просто не допускает вмешательства в ее сложную систему, и центральный болт, по всей видимости, спрятан внутри корпуса подвески. Создатели посчитали, что будет более разумным установить заводскую регулировку, и, кроме того, подвеска настроена так, что отзывается на самые мельчайшие движения ног и не прощает никаких ошибок, особенно на больших скоростях. Здесь довольно сложно согласиться с разработчиками. Более разумным было бы предусмотреть регулировку отзывчивости подвески. Я бы не сказал, что базовая настройка хорошо подходит для того, для чего StreetCarver предназначен, а именно для больших скоростей. На испытаниях при достижении скорости 30-40 км/ч доску начинает откровенно «носить» из стороны в сторону, вследствие чего райдера просто сбрасывает с нее. Легко представить, что происходит с человеком на такой скорости, учитывая, что под ногами не снег, а асфальт.
Катание на скейтборде BMW можно разделить на два стиля: первый, когда ты просто катаешься по улицам своего города с небольшой скоростью, одев лишь минимум защиты, и второй, когда носишься по крутым склонам, рискуя почувствовать себя трущимся о терку сыром. Во втором случае, помимо полной экипировки защиты, включающей обязательно шлем, налокотники, наколенники, напульсники с защитой ладоней, крайне желательно иметь костюм, похожий на костюм мотогонщиков. Именно последнее и было моим упущением при испытаниях этого скейтборда. В результате моя спина, плечи и руки оказались похожи на тот самый тертый сыр, политый для контраста кетчупом.
В ценовом плане, сравнивая StreetCarver ($500-$600) со скейтбордом (около $200), для подавляющего большинства молодежи, увлекающейся последним, StreetCarver будет довольно дороговат. Если говорить о сноубордистах, то для них цена за StreetCarver отнюдь не является завышенной, и желающие погонять по асфальтовым склонам с ощущениями сноуборда вполне смогут себе это позволить.
Комментарий «ПМ»
StreetCarver разработан для больших скоростей. Без специальной защиты легко сильно ободраться об асфальт, подобно сыру на терке
Подвески всех традиционных скейтбордов построены по одному принципу: колеса находятся на общей оси, которая, благодаря специальному шарниру, поворачивается при боковом крене деки. Ось поворачивается целиком, при этом колеса сохраняют вертикальное положение относительно дороги. В зависимости от назначения доски, конструкция элементов подвески может отличаться – создатели лонг, маунтин и прочих бордов в каждом случае доводили все то же самое принципиальное решение до получения нужных свойств.
StreetCarver отличается именно принципом. Каждое колесо здесь имеет свой рычаг подвески, каждый из рычагов связан с основанием подвески специальной тягой с двумя шаровыми шарнирами. Именно эти связи и обеспечивают соответствующее перемещение рычагов при крене деки.
В результате каждое колесо не только оказывается повернутым относительно продольной оси доски, но и наклоняется внутрь поворота. «Автомобильные» аналогии тут вряд ли уместны – несмотря на наличие четырех колес, с мотоциклами вы здесь найдете гораздо больше общего, начиная от положения «ездока» в повороте и заканчивая положением колес относительно дороги (обратите внимание и на соответствующую форму шин).
Любая конструкция имеет свои преимущества и недостатки. Увеличение колесной базы (здесь она больше длины деки) способствует повышению устойчивости движения. Но о каких-либо трюках можно забыть – StreetCarver пригоден только для катания с гор по ровной дороге или для асфальтового слалома.
Конструкция получилась довольно тяжелой. В некотором смысле это плюс: выше устойчивость доски к внешним воздействиям (скажем, от дорожных неровностей), ниже центр масс системы «доска – райдер». С другой стороны, чтобы съехать с горы, на нее надо подняться. Таща на себе десятикилограммовый StreetCarver!
При криволинейном движении, когда райдер наклоняется внутрь поворота, система StreetCarver обеспечивает гораздо более равномерную загрузку всех колес, лучшее сцепление с дорогой и лучшее восприятие боковой нагрузки, чем традиционные «досочные» подвески. В результате StreetCarver позволяет входить в повороты и точно «прописывать» их без бокового скольжения на значительно большей скорости.
Но! В подвеске традиционного скейтборда есть специальный упругий элемент, который деформируется при повороте оси. Он выполняет две важные функции. Во-первых, сопротивляется повороту и возвращает деку и колеса в исходное состояние при снятии нагрузки, то есть создает стабилизирующий эффект. Во-вторых (что очень важно!), отвечает ногам райдера встречным усилием, на уровне подсознания информирующим о положении колес и позволяющим точно дозировать управляющее усилие в повороте. Затягивая центральный болт (кингпин), можно поджать упругий элемент, увеличивая реактивное усилие и снижая таким образом чувствительность к управляющим воздействиям.
Ничего похожего в подвеске StreetCarver нет. Хотите выйти из поворота – давите ногами обратно. Чуть переборщили (а «ноль» не чувствуется!) – и он уже поворачивает в другую сторону. Малейшая потеря баланса – и начинаются траекторные колебания, с которыми очень трудно совладать на высокой скорости.
Лечение проблемы возможно – на уровне изготовителя, конечно. Например, связать рычаги каждой подвески между собой при помощи элемента, упругого на кручение (торсиона). Или оснастить соответствующей системой центральную ось поворота каждой подвески. Крайне желательно, чтобы этот упругий элемент можно было подбирать или регулировать.
Добавлено: 06.01.2009 19:22
Последние комментарии
Тоже всякую шляпу покупал в свое время, но только деньги потратил на ветер....