Каталитический конвертер выхлопных газов или каталитический нейтрализатор (просто катализатор) является обязательной деталью автомобилей, производящихся в развитых странах. Катализатор необходим для окисления вредных веществ выхлопных газов. Он несложен по конструкции, но присутствие солей родия, платины или палладия делают дорогостоящей цену этой детали. Поэтому многие автовладельцы старых иномарок сталкивались хоть раз с проблемой выбора покупки новой дорогой запчасти или поиска альтернативных более дешевых путей восстановления функций недействующего катализатора. Для разрешения подобной проблемы надо знать виды каталитических нейтрализаторов. Катализаторы различаются по типам носителей непосредственного каталитического слоя. Это могут быть блоки из металлической ленты или соты из керамических блоков. Последний вид катализатора очень распространен и достаточно дешев в цене. Однако керамический катализатор хрупкий: даже небольшой удар об камень может привести к тому, что соты рассыпятся, и машине потребуется очередной дорогостоящий ремонт. Нейтрализатор станет нерабочим, если на раскаленный катализатор попадет вода, например, когда вы на прогретой машине заедите в лужу. Разрушить керамику может также неисправная система зажигания, когда в камере сгорания не происходит воспламенение топлива при попытке пуска двигателя. Несгоревший бензин собирается в ёмкости выпускного тракта, т.е. в катализаторе, а когда мотор заводится, происходит взрыв скопившегося бензина, что приводит к рассыпанию сот. Металлические катализаторы надёжнее и выдерживают любые механические нагрузки.
Как для металлических, так и для керамических нейтрализаторов опасны:
· этилированый или некачественный бензин,
· антифриз или масло, попадающие в камеру сгорания,
· "левые" технические жидкости для промывки топливной системы,
· переобогащённая смесь топлива,
· длительная работа двигателя вхолостую.
Эти факторы вызывают:
· потерю способности дожигать вредные примеси катализатором,
· засорение каналов с уменьшением их общего проходного сечения,
· потерю мощности катализатора,
· перегрев нейтрализатора – возможно раскаление корпуса до красного цвета. Раскаленный катализатор может расплавить аллюминевую теплозащиту и вызвать возгорание антикоррозийного покрытия дна.
Неисправный каталитический нейтрализатор имеет высокую внутреннюю температуру, которая может превращать керамику в сплав, что приводит к непроходимости выхлопных газов через проходы. После таких изменений двигатель нуждается в ремонте. Навредить способна и керамическая пыль. Со временем, несмотря на отличный внешний вид и сохранность функций, происходит разрушение керамического блока. Керамическая пыль или даже маленькие кусочки керамики попадают в камеру сгорания. Это приводит к раннему износу стенок цилиндров и преждевременному ремонту двигателя. Такая, вроде бы нейтральная деталь автомобиля, может вызвать подобные неприятности. Именно поэтому европейцы меняют катализатор через каждые 100 тыс. км независимо от его состояния.
Не последнюю роль играет расположение катализатора в автомобиле. Чаще всего он находится за приёмной трубой глушителя или составляет с ней одну деталь. Он может располагаться и непосредственно в выпускном коллекторе. Самый неудобный вариант для ремонта машины – это наличие катализатора перед приёмной трубой. Для облегчения выполнения норм ЕВРО 4 по экологии с конца прошлого века катализатор, обычно, находится в коллекторе. Чем ближе каталитический нейтрализатор к камере сгорания, тем быстрее происходит его прогрев до необходимой температуры, меньшее влияние оказывают перепады температуры и внешние воздействия, однако при этом изнашивается сам коллектор. В результате перегрева катализатора может треснуть выпускной коллектор. А цена коллектора с катализатором намного выше стоимости обычного коллектора. Ремонт данной детали обойдется владельцу машины намного дороже из-за стоимости самой детали и работ по её установке.
Если замена катализатора для автолюбителя очень дорогостояща, или он не считает данную деталь необходимой и не видит смысла в её замене, плюс ещё лояльный экологический контроль в России, то вступают в силу другие пути решения проблемы с нерабочим катализатором. Даже владельцы машин, которые обслуживаются у официальных дилеров, проблему катализатора предпочитают решать с фирмами, ориентирующимися на системе выпуска. Есть вариант установки дешевого универсального катализатора, а не отдельной детали. Этот вариант особенно хорош для автомобилей с лямбда-зондами - кислородными датчиками, находящимися после катализатора. Иной вариант – использование пламегасителя вместо катализатора. Универсальный нейтрализатор и пламегаситель невозможно использовать, если коллектор с катализатором единая деталь или при чугунном корпусе нейтрализатора (у катализаторов, находящихся после выпускного коллектора). Однако если много места и корпус из нержавейки, можно использовать и их. Лучше ставить металлический универсальный катализатор, чтобы он долго служил. Но чаще всего все-таки катализатор меняют на пламегаситель из-за его низкой стоимости и отсутствия проблем, как в случае с установкой нового нейтрализатора. Это важно для машин с большим пробегом, в моторе которых любой нейтрализатор прослужит мало. Чаще всего автолюбители выбирают именно этот вариант в совокупности с лояльными российскими нормами по содержанию вредных веществ в выхлопах.
Добавлено: 06.10.2010 11:31
Автоглуш - специализированный автосервис, оказывающий услуги по замене или ремонту глушителейдля всех импортных автомобилей. Все необходимые комплектующие выхлопной системы вы можете приобрести у нас по выгодной цене! Мы готовы: