Как снизить вредные выбросы в атмосферу? Есть ли способ сэкономить топливо в дороге? В последние годы эти вопросы стали еще более актуальными, чем раньше. Один способ уже придумали. Он заключается в выключении мотора на остановках. Все это стало возможным благодаря установке системы «старт-стоп». Авто с такой системой уже поступили на российский рынок.
Недавно провели в РФ эксперимент. В нем участвовал руководитель холдинга «За рулем». Одну неделю мужчина ездил на авто с включенной системой «старт-стоп», а вторую – выключенной. Эксперимент принес свои плоды. Разница в расходе топлива оказалась существенной. 10% топлива можно запросто сэкономить посредством работы системы «старт-стоп». Но так ли это на самом деле? Отличает ли систему эффективность? Возможно, что все описанное и касающееся директора холдинга «За рулем» лишь частный случай! Важно во всем разобраться. Прежде чем приступать к описанию всего, стоит изучить техническую сторону разработанной системы.
Система под микроскопом
Первая система «старт-стоп» оказалась установленной на серийные автомобили, выпущенные более 20 лет назад. Небезызвестный «Бош» оказался в числе пионеров-разработчиков. Устройство, которое установили на авто, получило название «Start&Stop». Чуть позже и другие автопроизводители взяли систему на вооружение. Название стало нарицательным…
Принципы работы у изделий разных автоконцернов имеют как сходства, так и различия. К примеру, авто «Бош» получил усиленный стартер. Он рассчитан на 150 тыс. циклов работы. Электроника работает на полную катушку перед остановкой двигателя. Она осуществляет контроль над положением рычага механической коробки, педалей сцепления, тормозной системы, акселератора. Кроме того, она отвечает за проверку заряда аккумуляторной системы. Если вдруг что-то произойдет, то «Start&Stop» не сработает. Что может послужить поводом для несрабатывания? К примеру, упавший заряд батареи, большая нагрузка на электрическую систему, а также заморозок на улице!
Любой электромотор, равно как и генератор, способен работать на два фронта. Зная об этой особенности, инженеры «Валео» решились на припечатывание функций стартера. Новую систему называли «Stars» или «Starter-Alternator Reversible System». Посредством работы реверсивного генератора запуск мотора происходит в два раза быстрее, чем при работе классического стартера. Кроме того, новая установка работает абсолютно бесшумно. Какая же «расплата» за этим действом последовала? Разработчикам пришлось усилить приводной ремень, натяжитель, чтобы компенсировать высокие нагрузки!
Чуть позже к процессу разработки системы подключились специалисты компании «Mazda». Им удалось разработать собственную оригинальную систему. Она получила название «SISS» или «Smart Idle Stop System». Как только происходит отпускание педали тормоза, так сразу бензин впрыскивается в цилиндры, поршни которых готовы к такту рабочего хода. Дополнительный датчик коленвала останавливает их в нужном положении. Энергии микроразрыва хватает на проворачивание коленвала и пуск мотора. Конечно, изначально в запуске участвует стартер – именно он дает нужный импульс. Компоненты мотора изнашиваются равномерно посредством правильной работы электроники, которая подменяет поршни, которые используются при прокрутке коленвала.
Именно система «SISS» отвечает за прикрытие дроссельной заслонки и торможение генератора. В процессе участвует электроника. Стартер включается кратковременно на этапе пуска. С его помощью коленвалу дается начальное ускорение.
В день приходится делать десятки, а то и сотни пусков. Цифра немаленькая. Авто, которые оснащены системой «старт-стоп», имеют усиленный стартер, генератор и аккумуляторную батарею. Последний без труда выдерживает множество циклов заряда-разряда. Когда автолюбители покупают дешевую машину, они не должны рассчитывать на установку подобной системы. Максимум, что есть, так это аккумулятор с укрепленными пластинами. Такое устройство тоже способно прослужить верой и правдой долгие-долгие годы. Более дорогие авто получают технологию AGM. В пористый сепаратор установлен в батареи. Он пропитан электролитом. Жидкость позволяет заполнить пространство между пластинами. Благодаря ей не происходит осыпание пластин. В 3-4 раза возрастает ресурс батареи.
Эффективность «старт-стоп» под вопросом?
Необходима ли автомобилю система «старт-стопа»? Модели от разных фирм-изготовителей имеют свои показатели. Они различаются в разы. Какие лучше, а какие хуже? Нельзя однозначно ответить на этот вопрос. Разница, скорее всего, в расхождении методик замеров. Если посмотреть на рекламные проспекты, то на них значатся разные цифры. Одни обещают до 6% экономии, а другие – до 31%. Какие врут, а какие говорят правду? Для того чтобы поставить точку в этом вопросе, важно проехаться на Audi A7, под которым разместился 3-литровый двигатель TFSI, автоматической коробкой передач и системой «старт-стоп» от фирмы-производителя «Бош».
На авто «исследователи» проехали по автодорогам Дмитровского полигона. На этом полигоне имитировано движение в идеальном городе. Полминуты приходится простоять на светофоре, а потом можно смело совершать марш-бросок до сл. перекрестка. Да, так система «старт-стоп» работает эффективно. Стоит отметить, что такая ситуация в РФ невозможна, а если и возможна, то исключительно в вечернее время. Первый раз по маршруту автолюбитель двигается с включенной системой, а второй – с выключенной. Длина трассы – 27 км. За один час происходит экономия 0,3 л. В принципе цифра сравнима с той, которую приводит производитель. Говорит он об уменьшении расходов на 7,8%, так и есть на самом деле.
Вышеописанная ситуация из разряда фантастики! Стоит все-таки создать на полигоне более реальную ситуацию. Длина маршрута, равно как и количество остановок, остались без изменений. К вышесказанному добавили 5 «затяжных пробок». Длина каждой пробки – около 1 км. Это расстояние придется преодолевать с черепашьей скоростью, т.е. 10 сек. тратится на медленную езду и еще столько же на стояние. Такой маршрут сократил экономию с 7,8 до 4,4%. Почему это происходит? Потому что система «старт-стоп» перестает глушить мотор после нескольких пусков подряд. Система ждет приемлемой зарядки аккумулятора.
О здравом смысле россиянам забывать нельзя…
Осталось только проанализировать все вышесказанное. Если автолюбитель ездит только по городу и проезжает в город до 20 тыс. км, то хозяин Audi A7 с 3-литровым бензиновым мотором экономит 7 тыс. рублей. Сумма существенная, но стоит кое-что вспомнить. Во-первых, сейчас в мире практически не осталось городов без пробок. Во-вторых, система «старт-стоп» абсолютно бесполезна за городом, так как нет там пробок и остановок. В-третьих, есть еще экономичные двигатели, которым вообще подобная система и не нужна.
В РФ авто с системой «старт-стоп» поставляются всего несколькими фирмами. Помимо Audi, есть авто с ней от BMW, Volkswagen, Citroen, Land-Rover и т.д.
К примеру, у авто BMW система входит в стандартный пакет оснащения, а Audi предлагает ее в качестве дооснащения. Независимые фирмы просят за нее около 30 тыс. рублей (минимум). Таким образом, она сможет окупить себя только через 3-4 года.
PS: Не стоит рассчитывать на экономию личных средств. Стоит думать совсем о другом, а именно об оздоровлении воздуха вокруг городов и других населенных пунктов. Экономия топлива происходит лишь тогда, когда авто двигается по полупустому городу и лишь время от времени останавливается на светофорах. Если пробки продолжительные, то толку от системы не будет!
Спонсором статьи выступили группа компаний Юристы 24, оказывающие юрилические услуги в Санкт-Петербурге, одна из них
независимая оценка ущерба после дтп . Для автомобилистов, особенно в столицах эта услуга крайне актуальна.
Добавлено: 18.04.2012 22:24
Последние комментарии
Тоже всякую шляпу покупал в свое время, но только деньги потратил на ветер....