На улице установилась капризная погода? Кажется, что не все ладно в природе? То солнце палит, то холод пробивает аж до мозга костей? Если человеку не совсем уютно, то, что тогда говорить об автотранспортном средстве. Что же пришло время поговорить о моторном масле. Как подобрать его? Как выбрать такое, которое будет максимально подготовленным к экстремальным изменениям температурного режима?
Вообще-то россияне – народ привычный. Его капризами природы не удивить ничуть. Как же в таком случае помочь автомобилю приспособиться к таким погодным условиям? Общеизвестно, что в Москве температура воздуха меняется день ото дня. Дни с -35 градусами по Цельсию на столбиках термометров могут чередоваться с такими, когда она будет плюсовой. Летом и вовсе матушка-природа так резвится, что на солнцепеке могут быть все сорок градусов. Исходя из вышесказанного, становится понятным, почему так важно, чтобы масло было подобрано правильно. Только если оно будет подобрано правильно, можно будет не вздрагивать от погоды,установившейся за окном, и, каждый запуск в зимнее время не будет причинять вред двигателю. Что же выход есть даже из такой трудной ситуации. В автомобильных магазинах на прилавках открыто продаются масла0W-40.
Такой выход весьма и весьма заманчив. Профессионалы дают важный совет: чем меньше первая цифра, тем легче на сорокаградусном морозе пустить двигатель. Что-то мешает следовать этому совету. Что? То, что масло – современное, а, значит, его срок службы довольно большой. Порой, авто на одном масле может проехать до 15 тыс. километров. Вследствие этого перед многими автолюбителями встает вопрос, а надо ли осуществлять его замену только из-за того, что на улице установилась летняя или зимняя погода? Что же во всем следует разбираться. А теперь стоит обратиться к экспертизе моторных масел, предназначенных для использования в экстремальном климате.
В экспертизе будут участвовать следующие масла: MotulX-max, Mobil 1 NewLifeи LiquiMoly, GastrolEDGE, SynthoilEnergy.Все масла из приведенного выше списка – дорогостоящие. Все, кроме Mobil 1, имеютAPISM группу качества. Названное же Mobil 1 – SN/SM.
Что такое экстрим для масла?
Итак, что же стоит приступать к серии опытов. Надо установить все параметры, которые влияют на работу мотора, как в жаркую, так и в холодную погоду. Вследствие двух установленных выше причин приходится модифицировать методику ресурсных испытаний.
Как можно будет определить предельнуюt холодного пуска? Для ее определения понадобится знать температуру застывания, а также условную t проворачиваемости коленчатого вала. На последнюю характеристику влияет индекс вязкости. Оценка момента механических потерь мотора определяется с помощью сравнительных затрат мощности стартера при осуществлении холодногозапуска.
Итак, что же способствует более легкому пуску двигателя? Масло должно быть не таким вязким. Общеизвестно, что от вязкости зависят автомобильные характеристики: V износа, потери на трение. Из этого становится понятным, почему важно знать, как покажут себя «нулевки» при экстремальной температуре выше нуля. Для того чтобы узнать вышесказанное, надо поднять искусственно температурный режим масла в поддоне. Для этого придется подогреть его специально. Придется врезать форсунки, которые будут омывать поршни, в масляную магистраль. Когда были произведены контрольные замеры t, то оказалось, что она увеличилась на 15-20 градусов по Цельсию.
Сказанное выше далеко не все, что надо знать. Известно, что жара и холод способствуют увеличению темпа образования отложений. Если на улице установится холодная температура, то количество отложений, которые возникают при низких температурах в масляных каналах, будет расти. Если же установится жаркая погода, то повысится загрязнение камеры сгорания. Загрязнение будет осуществляться лаками, которые будут оседать на «боках» поршней, а также на клапанах, которые есть на направляющих втулках. Вследствие таких проблем кольца не будут работать нормально, клапаны будут зависать. И то и другое одинаково неприятно каждому автолюбителю. Уровень такого рода отложений тоже стоит проверить, проводя длительный ресурсный тест.
С чем же можно сравнить параметры «великих» и дорогостоящих масел? Для этого в процессе проведения теста надо задействовать полусинтетику 10W-40, класс качества,которой, слабенький, а именно SJ. Чтобы не быть голословными, все результаты выведены в таблицы. Их можно будет посмотреть, сравнить и сделать собственные выводы. Для измерения физико-химических характеристик были взяты не масла, только-только купленные из канистр, а те, которые поработали уже заданное время на стенде.
Зимой
Итак, какие результаты показали все «нулевки» в зимнее время? Как и следовало ожидать, низкотемпературные свойства всех масел довольно неплохие. При проведении тестов был установлен один примечательный факт. Дело в том, что условия пуска на морозе характеризуются двумя основными параметрами. Речь идет о температуре застывания, а также об условной температуре проворачиваемости коленвала. Выяснилось, что они находятся в противофазе. Какие же «цифры» присущи маслу CastrolEDGE. Оказалась, что у него самая рекордная температура застывания, которая составляет более -52градусов по Цельсию. У него также и самая высокая условная t проворачиваемости, которая составляет «всего» -25 градусов по Цельсию. Теперь стоит рассмотреть параметры LiquiMoly. У него первый параметр хуже, чем у других сравниваемых масел, а второй – лучше. Сбалансированными же оказались Mobil 1 и Motul 8100 X-man. Для обоих характерны неплохие температуры замерзания -48 градусов по Цельсию, а также низкие tпроворачиваемости – -29-28°С. Те характеристики, которые присущи обоим, подходят для эксплуатации масел в российском умеренном климате. Кроме того, они хороши и для использования в более северных широтах. Их показатели сочетались с самым высоким уровнем вязкости – 190. И отдельно стоит сказать о Motul 8100 X-max. Это масло показало самую низкую мощность, которая требовалась стартеру для достижения приемлемых оборотов запуска мотора.
Теперь стоит заглянуть в табличку низкотемпературных отложений. Общеизвестно, что в зимнее время их количество будет увеличиваться существенно. По отношению к ним применимо одно примечательное правило: «меньше пачкай – чище убирай». Состав базового масла играет непосредственную роль и влияет на кол-во загрязнений. Качество отмывки зависит от объема пакета присадок, структуры масла. Лидером в низкотемпературных отложениях стало Motul81000 X-max.
Летом
Как сказалась на моторе базовая минералка при эксплуатации в жарких условиях? Что же результат опять-таки ожидаем. Двигателю пришлось нелегко. Куда более дорогие масла справились с трудностями лучше. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на величины износов поршневых колец, вкладышей подшипников. Кроме того, при проведении тестов оценивались параметры мощности, расход топливной массы. Их замеряли во время тестов время от времени. Они подтвердили результат, полученный ранее. Высокий индекс вязкости оказался присущ таким маслам, как Mobil 1 и Motul 8100 X-max. Имея равноценную вязкость на морозе, они имеют и более близкую к оптимальной высокотемпературную вязкость. Таким образом, стабильное формирование слоев смазки, которые защищают от износа, а также снижают трения, обеспечивается. Наименьший же уровень был выявлен у Motul 8100 X-max, а также CastrolEDGE.
Готовность к трудностям №1
Исходя из вышесказанного, получается следующая картинка: даже если в РФ наступит вдруг ледниковый период, запуску двигателя не помешает ничего. Правда, с одном маленькой, но поправкой: в мотор должна быть залита жидкость класса 0W-40.Такое масло нет нужды менять перед жарой летом. Двигатель будет чувствовать себя уверенно, даже если произойдет так называемый перегрев.
А теперь стоит сказать о том, что подбор хорошего масла – полдела. Важно следить также за состоянием свечей, аккумулятора, разумной прокладке между рулевым колесом и сидением при смене сезона.
Подробности
Motul 8100 X-max 100% Synthetic, Франция SAE 0W-40, API SM/CF, ILSAC GF-4
5-литровая канистра с таким маслом стоит 2,5 тыс. рублей. Допуски на упаковке
Итак, что же можно сказать про это моторное масло? Оно – сбалансированное. Оно выступило успешно на всех стадиях проведения тестовых работ. Отдельно стоит сказать о высоких защитных, энергосберегающих, низкотемпературных свойствах. Кроме того, у него достаточно высокий индекс вязкости. При вскрытии мотора было обнаружено не слишком большое количество высокотемпературных отложений. Таким образом, можно постановить следующий «диагноз»: базовое масло – качественное и стабильное, а пакет присадок попросту хороший.
Из плюсов: хорошие свойства, как защитные, так и низкотемпературные, энергосберегающие и моющие.
Есть и один существенный минус: высокая стоимость.
Mobil 1 New Life Fully Synthetic SAE 0W-40, API SM/SN, ACEA A3/B3, A3/B4
Стоимость 4-литровой канистры – 1,7 тыс. рублей. Допуски на упаковке
Как следует из данной выше характеристики, цена на масло умеренная, а качество действительное достойное. Данный состав примечателен тем, что он существенно поднялся над требованиями группы SMпо API. В результате тестовых испытаний были выявлены сбалансированные пусковые св-ва при низких t, достойные защитные свойства. Правда, когда двигатель был вскрыт, выяснилось, что поршни грязноватые.
«+»: невысокая стоимость при хорошем качестве;
«-»: казалось, что моющая способность будет больше и лучше.
Castrol EDGE Fully Synthetic, EC SAE 0W-40, API SM/CF, ACEA A3/B3, A3/B4
Стоимость данного масла составляет 1,750 тыс. рублей за одну 4-литровую канистру. Допуски на упаковке
Общеизвестно, что данная марка довольно известная во всем мире. Действительно ли для данного состава характерен высокий результат? Как оказалось, да. Хорошее базовое масло определяется, исходя из самой низкой tзастывания. Когда двигатель был вскрыт, поршни оказались почти чистыми. Опять же сказанное выше говорит о высоком качестве. Отдельно стоит сказать не слишком-то высокую стоимость.
Среди плюсов: самая низкая tзастывания, моющая способность – высокая, сохранение защитных свойств на достойном уровне.
Среди минусов: не очень хорошие параметры энергосбережения (хуже, чем у других испытуемых масел).
Liqui Moly Synthoil Energy, Германия SAE 0W-40, API SM/СF, ACEA A3-04/B4-04
Стоимость данного испытуемого масла составляет 2,7 тыс. рублей за 5-литровую канистру. Допуски на упаковке
Едва посмотрев на цену, можно вывести следующее: она самая высокая. Несмотря на столь высокую стоимость, масло имеет весьма достойное качество. Если оценивать условнуюt проворачиваемости коленчатого вала, то она наиболее низкая. Если брать во внимание энергосберегающие свойства, то они – хорошие. Правда, не слишком-то хорошие защитные функции по кольцам и цилиндрам (хуже, чем у всех других испытываемых составов). Скорее всего, такая характеристика характерна вследствие более низкой высокотемпературной вязкости. Несмотря на все вышесказанное, старение будет минимальным.
«+»: ресурс – высокий, пусковые св-ва при низких t – хорошие.
«-»: самая высокая цена; большой износ поршневых колец при вскрытии мотора.
Часто задаваемые вопросы
- Интересно, а из каких соображений исходит тот или иной производитель авто, рекомендуя марку масла для выпущенной модели?
- Рекомендации даются не абы как, а с учетом базы данных тестирования масла. Оно тестируется на двигателях того или иного автоконцерна. Производитель не будет испытывать все масла, которые существуют в природе.
- Действительно ли все вышеописанные дорогостоящие масла так круты, что их применение оправдано в повседневном использовании?
Если сравнивать их результаты тестирования с простенькой минералкой, то они действительно выше. Так можно добиться гарантированного снижения расхода топливной массы, уменьшения износа, отдаления срока проведения сложных ремонтных работ. Кроме того, отдельно стоит отметить, что они позволяют облегчить зимний пуск мотора, а также повысить его надежность.
- Можно ли использовать сезонные масла типа «зима-лето», если эксплуатировать автотранспортное средство в условиях умеренного российского климата?
- Что же надо сказать, что разделение имеет смысл, но только в том случае, если речь идет о коммерческом транспорте, так как он накатывает положенные километры пробега за один сезон. Когда оно закончится, то запросто можно переходить на другое сезонное. Сезонные масла – важный фактор экономии, так как водителям общественного транспорта приходится заправляться часто. Но отдельно стоит сказать о том, что такие масла трудно найти в автомагазинах.
- Как известно, системы качества масел разные (API, ACEA и т.д.). Почему же в таком случае еще надо обращать внимание на допуски производителей?
- В данном случае имеет место быть обыкновенный конфликт. Он вспыхивает между производителем масла и собственно самим его потребителем. API, ACEA, ILSAC – принятые системы качества, содержащие требования к физико-химическим параметрам масел для моторов. Каким принципом руководствуется водитель, выбирая тот или иной состав? Ему важно, чтобы он работал в моторе хорошо и от смены до смены. Поэтому-то и играют важную роль такие параметры, как уровень низкотемпературных и высокотемпературных отложений, совместимость с катализаторами, стабильность окислительная и т.д. Правда, все сугубо индивидуально. В двигателях разных типов масло ведет себя по-разному. Исходя из вышесказанного, можно понять, почему производители авто тестируют масла, а потом присваивают те или иные допуски.
По-человечески понятно следующее: требования допусков автоконцернов жесткие. Они несравнимы с требованиями, предъявляемыми к продукции со стороны компаний-производителей масел.
Как был определен тот или иной параметр?
- Кинематическая вязкость. Данные параметр играет огромную роль для масла. От него зависят работоспособность, а также применение к тем или иным типам моторов. Как определяют его? В соответствие с ГОСТ 33-2000 при t 40 и 100°С, а также при t – 20 и 186°С с применением методики СПбГПУ. После того как все из цифр были установлены, специалисты аппроксимировали их значения на весь диапазон температур, применяя для этого специальную методику.
- Индекс вязкости. Данный параметр также играет огромную роль, так как влияет на вязкостно-температурные характеристики масла. Он рассчитывается, исходя из значений кинематической вязкости при разных температурных режимах. С его помощью можно установить, какая разница существует в вязкости при высоких и низких t.
- Условнаяt проворачиваемости коленчатого вала. Под данным параметром подразумевается t, при которой вязкость достигает 5000 сСт по значению. Цифра принимается условно за предельное значение проворачиваемости. Чтобы определить ее, понадобится проведение некоторых расчетов.
- Температура застывания. В основе ее определения находится ГОСТ 20287-91. При данной tмасло будет терять свою текучесть.
- Низкотемпературные отложения. Их образование происходит при разложении, окислении и полимеризации масла при t=90…120°С. Для получения цифры надо контрольно взвесить грибок масляного насоса, а также сетку маслоотделителя в клапанной крышке.
- Отложения высокотемпературные. Их формирование происходит тогда, когда разлагается масло в зоне работы поршней.
- Момент механических потерь. Определение потерь на трение в моторе.
- Моторные показатели мотора. Определение в соответствие с информацией на стенде ГОСТ 14846-81.
Добавлено: 28.11.2012 08:19
коротко ясно понятно!!!!!!!!!!!!!!