На Е34, которые оборудованы ещё одним электровентилятором марки AF (Auxillary Fan) при запуске кондиционера возможен перегрев двигателя. Причиной тому может служить неисправность в цепях управления AF. Бороться с этим можно следующим образом.
Как это работает.
В радиаторе справа располагается датчик с тремя проводами, замыкающий цепи двух реле (нормальной и высокой скоростей вращения) на массу. Фьюз 29 (7.5А) предохраняет цепи обмоток. Фьюз 25 (30А) защищает плюс питания через контакты. Цвета проводов на датчике: 1. коричневый – Масса (провод А), 2. Серый с фиолетовым – сигнал НС (провод Б), 3. черно-серый, либо черно-серо-желтый – сигнал ВС (провод В). Цвет проводов, кстати, увидеть не так просто. На AF устанавливаются резисторы марок Бош или Сименс, имеющих сопротивление 0.5 Ом и рассеиваемую мощность 85 ватт. Если температура ОЖ достигает 91 градуса, датчик производит замыкание проводов А и Б. Таким образом приводится в действие реле НС и плюс подается посредством резистора на AF. То же самое произойдет независимо от температуры ОЖ если включить кондиционер. При достижении температуры 99 градусов происходит замыкание проводов А и В датчиком, реле ВС срабатывает и, минуя резистор, плюс идет на AF.
Проводим диагностику
Разъем датчика вытаскивается и включается зажигание. Перемыканием проводов А и Б, определить работоспособность реле (должно щелкать). При отсутствии кручения AF необходимо проверить реле (находятся там же, где и предохранители) и резистор AF. Если AF закрутился, скорее всего дело в датчике или, что весьма маловероятно, у вас барахлит проводка. Если перемкнуть провода А и В и прислушаться к реле. Если полетел предохранитель 25, заменяем и пробуем ещё раз (может понадобится неоднократная проверка). Запуск AF при помощи замыкания проводов А и В говорит о неисправности резистора.
Моторчик проверяется путём разборки разъема и «прозвона» при помщи аккумулятора (коричневый – минус, синий – плюс). Операцию эту лучше осуществлять вдвоём, чтобы удержать AF при пуске.
Снимаем AF
Снимается бампер, затем усы и решетки на радиаторе. Отсоединяется разъем и прозванивается резистор. Снимаем мотор, который закреплён в кожухе тремя болтами.
Разбираем мотор:
Поворачиваем валом к себе и сбиваем зубилом его вальцовку.
Места, где можно приобрести резистор:
Артекс, Автодом или заказ через интернет. Стоимость около 80 марок.
Делаем хороший резистор совершенно бесплатно:
Из нихромовой проволоки, диаметр которой 1.75 мм, а длина 28см делаем намотку на баллонный ключ. Снимаем, немного растягиваем. Так же необходимо прикупить керамическую панельку с креплением на четыре винтика. Самодельный резистор вставляем в панельку, затягиваем, а с другой стороны вставляем обкушенные с оригинала (который скрутили и выкинули) проводки. Закрепляем панельку на свободное место. Если отсутствует проволока нужного диаметра можно приспособить и другой (но не тоньше – сильно греется). Рассчитываем примерно так: берем метр проволоки, вставляем в панельку, измеряем импеданс и обкусываем пока показания не будут равняться 0,5 Ом. Сопротивление линейно зависимо от длины. Резистор можно не защищать, так как ничего страшного припопадании небольшого количества воды с ним не случиться.
Несколько умозрительных заключений.
Начнём с неразборных запчастей. Это не совсем так. Из пары неработающих моторов можно запросто собрать один рабочий.
Если из строя вышел резистор, значит отказал AF – почему? Потому что, нагреваясь до 99 градусов, ОЖ приводит к замыканию датчиком температуры проводов А и В и подачи плюса на AF в обход резистора. Но вот только в двух из пяти случаях ток мотора в покое выше тридцати ампер, поэтому фьюз 25 очень просто выгорает. А если AF уже раскручен посредством резистора, то такого не произойдёт – всё работает как положено. Схема учитывает то, что ВС на AF может включится только лишь после включения НС. Вот так вот несуразно получается с резилинсом. Если прикупить 20 штук тридцатиамперных «жигулевских» предохранителей, то можно покататься некоторое время и при горелом резисторе. Весь процесс пуска мотора сведется к интенсивной смене предохранителей 25. Отчаявшиеся втыкают туда гвоздь сотку. Если распилить оригинальный резистор от БМВ пополам, то можно сделать вывод о неспособности конструкции к рассеиванию таких мощностей в течении длительного времени. Недостаточная длина провода и небольшая площадь, контактирующая с атмосферой.
Добавлено: 21.09.2010 13:59
Недавно ремонтировал AF, у меня рассыпался подшипник и двигатель соответственно заклинило. Много читал заметок на форумах, где говорилось что данный электромотор не ремонтируемый, и при поломке такового, нужно заменять на работающий. Стоимость нового, - 1400грн., б/у - 600...800. итак, вооружившись необходимыми инструментами, я решил опробовать свои силы в отношении ремонта AF. Подробно расписывать процесс ремонта я не стану, скажу лишь, что он мне обошелся в 15грн. (подшипник + крепежь, в замену срезанным заклепкам). оценивая самый сложный вариант поломки AF, скажу что замена щеток + перемотка ротора, будет стоить до 200 грн... (роль статора выполняют постоянные магниты, закрепленные вокруг ротора).В общем, покупать другой мотор смысла нет, все ремонтируется очень просто.