Записки с Курсов экстремального вождения

Правильная посадка

Проще всего проверить правильную посадку так: положить правую руку в выпрямленном состоянии на верхнюю точку рулевого колеса.
При этом, ваша кисть должна свободно свисать с другой стороны колеса, а спина не должна отрываться от спинки сиденья и каким-либо образом напрягаться.

Предлагается следующий порядок регулировки водительского сиденья:
1. Сесть, откинув спинку сиденья, выключить сцепление (выжать педаль до пола). Подогнать сиденье так, чтобы левая нога в этом положении была слегка согнута в коленном суставе.
2. Взять закрытым хватом (см. ниже) прямой рукой, не занятой регулировкой наклона спинки
сиденья, рулевое колесо в верхней точке и плотно подогнать спинку.
3. Для проверки туго пристегнуться ремнями, левой рукой взять рулевое колесо в верхней
точке, а правой включить дальнюю на рычаге передачу (третью) или положить руку на переклюател АКПП.
Регулировка сделана правильно, если спина при этом не оторвалась от спинки сиденья.

Масса всего тела должна восприниматься только сиденьем. Ноги и руки должны быть полностью
разгружены. Расстояние от подколенной впадины до края сиденья должно быть не менее четырех — шести сантиметров, что позволит обеспечить нормальное кровообращение ног.

Положение рук на руле. Правильный хват рулевого колеса

Если представить вместо рулевого колеса размеченный часовой циферблат, правильное положение рук будет соответствовать: для правой - на 14 часов, для левой - на 10 часов.

В зависимости от диаметра руля и усилия, которое
приходится прилагать к нему, эти зоны могут несколько сдвигаться: для правой руки от 1 часа 30 минут до 3 часов, а для левой — соответственно от 10 часов 30 минут до 9 часов.

По мнению ЦВВМ, существует два рекомендованных правильных способа держать рулевое колесо — неполный хват (большой палец вдоль колеса по внутренней стороне, ли упирается в обод) и закрытый (основной) хват - большой палец обхватывает колесо изнури. Зачастую нами используется неправильный, т.н. открытый хват, когда большой палец находится сверху колеса.

Нам настоятельно рекомендован для повсеместного использования в жизни закрытый хват, как наиболее естественный, физиологичный. Ведь если случится, что при неожиданном ударе колеса о камень руль выбьет из рук, то в первое мгновение вы подсознательно, еще сильнее сожмете руку — такова нормальная реакция организма. А ведь именно этой доли секунды может хватить, чтобы удержать машину и выйти из критической ситуации.

Автоинструктор рекомендовал не менять хват в процессе движения и приучать себя к закрытому хвату.

РУЛЕНИЕ

Существует три разновидности управления рулевым колесом — коррегирующее, компенсаторное и основное руление. С помощью коррегирующего руления осуществляют коррекцию при езначительных отклонениях автомобиля от заданной траектории. Оно выполняется поворотом руля на небольшой угол. Причем надо помнить, что точность управления двумя руками гораздо выше, чем одной.

Цель компенсаторного руления — преодолеть заносы автомобиля, то есть осуществить стабилизацию при потере поперечной устойчивости.

Основное руление изменяет траекторию движения автомобиля.

Основное и компенсаторное руления в зависимости от темпа изменения ситуации осуществляются двумя способами — силовым и скоростным.

Поворот рулевого колеса направо силовым способом

Рулевое колесо при выполнении поворота как бы передается из руки в руку, т.е. поочередно двумя руками с перехватами.

Силовой способ применяется для управления автомобилем в колее, в тяжелых сыпучих
грунтах, на дорогах с большим количеством неровностей.

А теперь - одно из самого важного, чему я там научилась:

Поворот рулевого колеса направо скоростным способом

Распишу подробно поворот рулевого колеса направо скоростным способом, выполняемый поочередно двумя руками с перехватами.
Для точного определения положения рук на руле буду, как и выше, пользоваться условными
обозначениями (стрелки на циферблате).
Начальная фаза вращения осуществляется двумя руками (из положения: левая — 9-10 часов, правая — 2-3) до того момента, когда левая рука приблизится к 11 часам, а правая — к 5.
Здесь правая рука отпускает руль и кратчайшим путем быстро переносится к мнимой
цифре 12, в то время как левая уе находится в районе 5-ти.
На этом моменте необходимо остановиться подробнее. Захват обода в верхней его точке ни в коем случае не должен сопровождаться ударом. А это возможно лишь при условии, что кисть правой руки в мгновение захвата уже будет двигаться по дуге со скоростью
обода рулевого колеса.

На практике все выглядит так. Перенеся руку по прямой от 5 часов к 12, одновременно начинается сближение пальцев с ободом и движение руки в направлении вращения колеса. И выходит так, что полный хват завершается где-то около 1 часа — 1 часа 30 минут. Правая рука в полную силу включается в работу, а для левой наступает очередь скоростного перехвата: стремительное движение вверх от 5 часов к 12, и мягкий хват. Все руление осуществляется на боковом секторе от 1 часа до 5.
Получается, что руление состоит как бы из одних тянущих движений, которые совершают так называемые мышцы-сгибатели ваших локтей, а они, в отличие от мышц-разгибателей, сильнее и способны быстрее сокращаться. Локти должны работать (при переносе правой руки - правый локоть вверх, при захвате - рывок локтя вниз, этой силой колесо и крутится).

Вот какие упражнения проделываются на практике (кстати, на полигон допускают только после прохождения экзамена по теории и на технику и скорость руления на тренажерах)

1. Прохождение поворотов (на протяжении всего занятия повороты проходились по размеченной параллельной змейке, за один круг - 12 поворотов в разные стороны) на ровном газе, без использования тормоза, с полным оборотом руля в обе стороны, двумя руками.

2. Прохождение поворотов без использования тормоза, на ровном газе, с полным оборотом руля в обе стороны, одной рукой (отдельно левой, потом правой).

3. Прохождение поворотов с перетормаживанием - резкий тормоз и плавное отпускание перед поворотом, резкий поворот руля и одновременное ускорение с обязательным выпрямлением траектории движения между разметкой поворота (конусами).
Сначала в одном темпе, потом с ускорением.

4. Медленное, а потом скоростное прохождение поворотов с использованием разных приемов загрузки передней оси автомобиля для более точного "вписания" разными способами: ускорение - быстрый тормоз-поворот руля-резкое выпрямление траектории-газ, ускорение - сброс газа и одновременный резкий поворот руля - резкое выпрямление и одновременное ускорение.

5. Самое интересное и сложное!!!!
Медленное, затем с ускорением прохождение препятствий со следующим приемчиком: за 2 метра до препятствия РЕЗКИЙ рывок руля в сторону препятствия и ТАКОЙ ЖЕ РЕЗКИЙ обратно, выпрямление до следующего препятствия, то же самое в другую сторону. Здесь нужна правильная скорость, ПРАВИЛЬНЫЙ рывок без перехвата руля (именно силовой рывок, получается не сразу), причем чувство такое, что ты наезжаешь на препятствие, и это самое страшное, что надо в себе переосилить. На самом деле ты проходишь мимо него задними колесами, когда передние уже выпрямлены обратно таким же резким рывком. Руль нельзя задерживать ни на секунду.

6. Резкое ускорение (метров 100) и экстренное торможение перед обозначенным препятствием. Выработка чувства своего пути торможения.

7. Разгон и остановка перед препятствием (высокая резиновая палка), с условием легкого касания его передним бампером (но сбивать нельзя при этом). Формируется чувство переднего бампера.

8. То же самое, на касание той же палки передним правым и левым углом бампера поочередно, соответственно формирование чувства передних углов машины.

9. Упражнения на движение задним ходом: ориентация по полному обороту тела и взгляду назад, потом только по зеркалу заднего вида, потом только по правому боковому зеркалу и левому, соответственно. Ездили по прямой, с разворотами, в узком коридоре.

10.Выработка чувства "колеи": попадание на разложенные резиновые дощечки поочередно только правыми, потом только левыми колесами.

Правильный переезд и объезд препятствий
(типа лежачий полицейский), при наезде обеими колесами - загрузка передней оси торможением и плавное отпускание - препятствие - газ, при объезде - резкий рывок на препятствие- такой же резкий от него (без перехвата)-руль жестко прямо: таким образом разгружается сторона, наезжающая на препятствие.

Упражнение на чувство той тонкой грани между скоростью и углом поворота руля, за которой начинается визг колес и крен корпуса грозит стать критичным.
Т.е., заходишь на круг большого радиуса (полплощадки), и начинаешь набирать скорость, держа руль в одном угле поворота, и чувствуя, как машина кренится, и в момент начала визга колес регулируешь скорость педалью газа. Тормоз в упражнении не применяется, только газ.
Продолжением данного упражнения было
- скручивание круговой траектории движения в спираль - с внешнего, самого большого круга, и сильного ускорения на нем - постепенно внутрь, сужая траекторию круга к его центру и регулируя скорость только педалью газа;
- и раскручивание из спирали - соответственно, наоборот, начиная раскрутку от центра с небольшой скорости, ускоряясь и постепенно выпрямляя руль, "ловя" момент соскальзывания, до полного выпрямления траектории движения.

Добавлено: 02.07.2009 14:57

Рубрика:
5 серия G31

Добавить комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Вам необходимо авторизоваться (войти на сайт под полученным ранее ником и паролем).
Если вы впервые на сайте, зарегистрируйтесь при помощи формы регистрации.

Другие публикации рубрики "Статьи о БМВ"

Первое видео BMW X1 BMW X1 серия E84

Первое видео BMW X1

Не заставили себя ждать видеоролики с интерьером и экстерьером нового BMW X1. Смотрим, приглядываемся.

BMW X3 Hamann BMW X3 серия E83

BMW X3 Hamann

Это очень гармоничный и цельный автомобиль. Именно автомобиль, а не автомобильчик, хоть и маленький. Он не пытается быть серьезным и выдавать себя за престижного старшего брата BMW Х5. Он сам серьезный. Как питбуль. Питбуль меньше кавказской овчарки, что нисколько не мешает относиться к нему с уваже...

BMW 330i xDrive: властелин дороги BMW 3 серия E90-E93

BMW 330i xDrive: властелин дороги

Появившаяся в 2005 году BMW 3-Series с индексом кузова E90 была обречена стать самой продаваемой моделью баварского концерна и продолжить славные традиции своих предшественников E30, E36 и E46. К моменту выхода BMW E90 на рынок разбушевавшиеся фанаты марки уже свыклись с новым обликом модельного ряд...