Все о развитии «службы безопасности» машины
Что такое автомобиль с точки зрения закона? Он – источник повышенной опасности. Он существует более ста лет. За это время он претерпевал изменения. Правда, стоит подчеркнуть, что инженеры и конструкторы вели работу над 2 разными задачами. Во-первых, они хотели наделить авто как можно большей мощностью или «лошадками». Во-вторых, они старались сделать все-таки машину безопасной на тот случай, если вдруг что-то пойдет не так.
За что отвечает «зона деформации»? Она отвечает за сохранность всех тех граждан, которые едут внутри автомобиля.
Что такое безопасность? Под этим словом, конечно, в первую очередь подразумевается надежная тормозная система. Как сейчас, так и много лет назад, автомеханики старались добиться для тормозов максимальной надежности. В автомобильной индустрии даже есть по этому поводу афоризм, который звучит примерно так: «Сначала граждане думали о том, как разогнать авто, а чуть позже они стали думать о том, как его остановить». Правда, были и умники-уникумы в этом плане. К примеру, Э. Бугатти. Мужчина, который прославился на весь мир своими автомобильными проектами, был вынужден выслушать жалобу на машину от клиента. Тот жаловался на то, что тормоза в авто были слабоваты. Э. Бугатти не растерялся, сказав, что он изготавливает машины не для торможения, а для быстрой езды по автомагистрали. Его фразу стала крылатой, и, по-прежнему на слуху у автолюбителей. Тут же на ум приходит еще одно выражение – «Не буди лихо, пока оно тихо». Кстати, Бугатти в 30-е гг. XX века сильно пожалел о сказанном. Почему? Потому что в одной из автокатастроф в 1939 году погиб его сын – 13-летний юноша по имени Жан.
Как же останавливали движущийся на высокой скорости автомобиль? Для этого использовали самые примитивные способы. Вплоть до начала двадцатого столетия самодвижущиеся экипажи могли похвастать наличием тормозов в виде башмака, который прижимался к колесу. Такая система была позаимствована у гужевого транспорта. Скорость авто росла не по дням, а по часам. Поэтому-то очень скоро система перестала быть действенной. Первые настоящие тормоза – барабанные. За последние сто лет они изменились, но некардинальным образом. Их используют и по сей день, да при этом широко.
Какие тормоза были на авто первой четверти двадцатого столетия? У них были тормоза, которые размещались на задней оси. Почему же они располагались именно на ней? Потому что автомеханики думали, что подобное решение подарит авто лишь неустойчивость. Кроме того, он мог перевернуться. Кстати, убедиться в этом просто: будет ли движение, если у велосипеда будет заблокировано переднее колесо? То-то же. В 20-е гг. появились тормоза, которые размещались на всех колесах. Такая опция покупалась отдельно, и, была чересчур дорогим удовольствием. Ее выбирали лишь те, кто не знал, на что потратить заработанные денежные средства. Поначалу привод тормозов был механическим, и, лишь позже он стал гидравлическим. За последний опять-таки приходилось платить огромную сумму денег. В 1921 г. гидравлическая система тормозов на всех колесах была применена на авто Duesenberg Model A. Лишь в послевоенные годы она стала прерогативой всех машин.
В рамках нынешнего рассказа стоит рассказать и о дисковых тормозах. Идея таких тормозов была запатентована в 1902 г. Ее запатентовал У. Ланчестер (доктор). Его идея стала применяться на авто марки «Lanchester» (1906-1914 гг.). Правда, дисковые тормоза в то время не стали популярными, так как считались «малоэффективными». Как известно, лучшее не всегда побеждает хорошее. Идея Ланчестера стала использоваться в строительстве авиасудов. Она стала частью конструкции шасси. Она вернулась на авто только в 50-е гг. XX века, но не на обычные, а на спортивные. Первым таким серийным вариантом стал Austin-Healey 100S, вышедший в 1954 г.
Когда же тормоза стали «эффективными»? Тогда, когда появились усилители. Длина остановочного пути зависела от физической мощи самого водителя. Масса его тела также играла немаловажную роль. В 1923 г. идею механического усилителя тормозов запатентовал Л. Рено. Правда, ее внедрение в автопромышленность произошло благодаря фирме «Bosch» (Германия). В 1927 г. началось производство подобного тормоза. В пр-ве таких усилителей использовался вакуум, который возникал во впускном тракте. При нажатии на специальную педаль появлялась разница в давлении, которая воздействовала на тормозной цилиндр. Таким образом, автопроизводитель добивался эффективности торможения без силы физической, приложенной водителем. Такой усилитель способствовал снижению тормозного пути на 1/3. «Bosch» тогда рекламировал свою новинку – «Пожалей ноги!».
АБС – новый алфавит
Компания «Bosch» придумала и другое изобретение. Сие знаменательное событие произошло в 1936 г. Она запатентовала технологию предотвращения блокировки колес при торможении. Как же называлось устройство тогда? Устройство для предотвращения жесткого торможения колес. Оно могло действовать только в теории, а на практике возникали многочисленные проблемы. Изобретение не было внедрено на колеса, так как не было устройства ему в противовес, т.е. способного быстро среагировать на блокировку колес. Стоит напомнить, что «самый умный» прибор тех лет – ламповый радиоприемник. Когда наступила эра полупроводниковой технологии, то идея «Bosch» была претворена в реалии жизни. Это произошло в 70-е гг. XX века.
Ремни безопасности изобрели не сразу. До их внедрения пассажиры пристегивались «скобой», которая «выстреливала» под колени.
В 1970 г. выделился автоконцерн «Daimler-Benz». Его руководство объявило о создании первых образцов антиблокировочной системы, которые, кроме того, были работоспособными. Правда, у них имелся один недостаток – ненадежные электронные компоненты. Концерн «Bosch» подключился к разработкам. Он доделал то, что начали конкуренты, но такую систему можно было купить только по спецзаказу. В 1978 г. АБС заняла достойное место под капотом. Она стала массовой. Первыми ее получили такие машины, как BMW 7-Series и Mercedes-Benz W126. Сегодня АБС есть у всех авто, и, идет она в стандартной комплектации.
Детки в клетке
Какие же устройства в автомобиле отвечают за безопасность? Прежде чем отвечать на него, стоит подумать. Такими являются многие из устройств. За ними можно проследить в порядке появления. К примеру, ранее авто сверкал ацетиленовыми фарами. Чуть позже им на смену пришли электрические. Их задача – освещение улицы в темное время суток. За упорядочивание движения отвечали семафорные указатели, а чуть позже и сигналы поворотов. Электрические клаксоны появились, дабы предупреждать водителей о надвигающейся опасности. Стеклоочистители были призваны защищать лобовое стекло от снега и дождя (1912 г.). Противотуманные фары – помощники на случай плохих погодных условий.
Все вышесказанное помогает избежать беды, но что делать, когда дорожно-транспортного происшествия не избежать? Как поступать, когда ДТП уже случилось? В 30-е гг. XX века появился термин «пассивная безопасность». Автоконцерн «Daimler-Benz» - первое предприятие, у которого появилось специальное подразделение, которое взялось за обеспечение автомобильной безопасности. В 1939 г. его возглавил Б. Барени (молодой инженер). Спустя какое-то время с момента его становления на пост появились такие устройства, как травмобезопасная рулевая колонка, эластичная накладка на ступице руля.
Война грянула как гром среди ясного неба. Когда военные действия закончились, и, в мире воцарился мир, Б. Барени продолжил свою разработку, сформулировав основной принцип пассивной безопасности. В автомире появилось такое понятие, как жесткая «клетка» салона. Она остается нетронутой, если на дороге происходит авария. Кроме того, появились зоны деформации, которые снижают уровень перегрузок пассажиров и водителя. В 1952 г. был запатентован принцип деформационных энергопоглощающих зон. Впервые идея была воплощена в реалии жизни на авто, который был выпущен серийно. Им стал «Mercedes-Benz W111».
Первые ремни безопасности оснащались четырьмя точками крепления.
В 1961 г. в стандартное оснащение «Mercedes-Benz» поступили ремни безопасности. В 1968 г. были изобретены подголовники, которые оберегают шейные позвонки при ударе сзади. Примерно в это же время отдел Барени взялся за испытание подушки безопасности. В серийные варианты она вошла в 1980 г.
Воспитание ремнем
Не стоит думать о том, что Барени был первым, кто предложил пристегивать ремнем безопасности пассажиров и водителя. Такое устройство присутствовало и в конных экипажах. В авто его прописал Л. Рено. Он сконструировал его в 1903 г. Правда, в ту пору он был 5-точечным. Наличие огромного числа точек не очень-то понравилось владельцам автотранспортных средств. В автомобильной промышленности устройство не прижилось, а вот в авиации оно пришлось как нельзя кстати. Пилоты пристегивали им себя к креслам, когда шла Первая мировая война. Им приходилось так делать, так как кабины были открытыми и никому не хотелось оказаться в полете при выполнении того или иного кульбита. 2-точечные ремни вошли в эксплуатацию в 30-е гг. XX века. Они и сегодня присутствуют в салоне самолетов.
… Итог сей басни – внедрение 3-точечного варианта.
В начале 50-х гг. двадцатого столетия очередное изобретение предложили Кеннет и Боб Лигоны. Они адаптировали 2-точечный ремень к автокреслам. Он имел 2 точки крепления. В его задачу входило фиксирование тела вокруг пояса. Изобретение братьев заинтересовало компанию «Ford». Они заинтересовались настолько, что очень скоро такие ремни стали входить в стандартную комплектацию авто, но вот проку от них было не так уж и много. Если водитель вдруг резко тормозил, то ремня хватало лишь на защиту головы и туловища от удара в бок. Общественность приняла ремни такого типа не слишком-то хорошо. В воздухе витал скептицизм. Потом, правда, ситуация изменилась, так как появились 3-точечные ремни. Их разработчиком выступил Н. Болин, который работал в компании «Volvo».
Н. Болин долго время испытывал свое супер-устройство. Спустя какое-то время он сделал вывод: защита водителя достигается только тогда, когда ремней два. Один отвечает за защиту грудной клетки, а второй – за низ тела человека. Ввести такое устройство в эксплуатацию просто: пристегивание происходит с помощью одной пряжки ремня. Патент на него был получен в 1959 г., и, они появились на авто марки «Volvo PV 544». Прошли еще годы и устройство взяли на заметку представители других автоконцернов, сделав его стандартным оснащением автомобилей.
Справедливости ради стоит отметить, что ремни безопасности Болина были не такие эффективные, как казалось со стороны. Некоторые водители ослабляют лямку, тем самым избавляя себя от давления с ее стороны. В таком случае устройство становится малоэффективным и неспособно защитить от травм. Поэтому-то появились не статические, а инерционные ремни. Они сами выдвигались на нужную длину. Фиксатор срабатывал при столкновении, застопоривая катушку. Если верить словам представителей концерна «Volvo», то устройство спасло более 1 млн. жизней людей.
Не влезай, опасность!
Указатель поворота много-много лет назад
Один известный комментатор футбольных матчей любит говорить следующую фразу: «Остальное Вы видели». В последние годы появились новые системы безопасности. Их список в некоторых авто занимает огромное количество места. Их больше, чем опций, отвечающих за комфорт. О чем речь? Подушки для коленей, устройства, которые контролируют степень усталости автолюбителя и многие другие вещи. Предела в вопросе безопасности нет. Возможно, вскоре появятся интеллектуальные системы защиты от поражений электротоком. Не трудно догадаться, почему они появятся.
Если вы со своим автомобилем попали в неприятную ситуацию на дороге. Лучший способ это эвакуатор Щелково дешево и быстро специалисты эвакуируют авто в ближайший автосервис, либо в ваш гараж.
Добавлено: 12.09.2012 15:45
Последние комментарии
Попробуйте оставить заявку на сайте https://www.ustabor.uz/ — они смо...
Тоже всякую шляпу покупал в свое время, но только деньги потратил на ветер....