Какую задачу решает современная система управления мотором? Она отвечает за то, чтобы в его цилиндрах сгорала экологически чистая топливовоздушная смесь. Некоторым автолюбителям явно чего-то не хватает. Они стремятся увеличить мощность и сделать расход топлива меньшим. Для этого они меняют прошивки. Добьются ли они такого результата, который нужен всем? Возможно, но будут иметь место последствия.
Изменение программы управления двигателем предлагают десятки сервис-центров. Для того чтобы убедиться в этом, можно набрать в поисковой системе «Google» вышесказанную ключевую фразу. К кому же обратиться? Важно выбрать тех автомастеров, которые могут ответить на вопрос: а что же происходит в цилиндрах?
Первым делом … самолеты
Не секрет, законы техники писаны для абсолютно любой техники. В поршневом двигателе все внутренние механизмы скрыты от посторонних глаза. В реактивном моторе все по-другому. Детали могут быть видны. Для того чтобы убедиться в вышесказанном, достаточно просто посетить тренировку знаменитых «Витязей». Трудно описать акустику мотора АЛ-31 Ф, кинжальное пламя, которое изрыгается их форсажными камерами. Общеизвестно, что моторы способны изрыгнуть желто-белое пламя форсажа. В случае же с двигателем АЛ-31 Ф оно становится прозрачно-синим. Его цвет – наглядное доказательство того, что расход топлива будет не слишком большим, а процесс сгорания будет «чистым». В те годы было трудно добиться такой настройки. В цифровой системе управления все изменилось, интеллект стал другим, но в этом задача тогдашних механиков.
По вышеописанной схеме идет горение топлива в любом хорошем автомобильном моторе.
Тонкости процесса горения
Общеизвестно, что топливо может гореть по-разному. Как работает портативная газовая горелка? Если прикрыть поступление воздуха в нее, то пьезоискорка газ не зажжет. Горение может начаться только в том случае, если чиркнуть спичкой. Пламя возле сопла окрашено в сизый цвет. Чуть дальше оно бело-желтое, мечущееся и неустойчивое.
Кроме того, имеет место быть еще и черный дымок. Такое не подходит для выполнения задачи, поставленной выше.
Если добавить воздух, то получится смесь, которая загорится даже от малейшей искорки.
Стальной прут, диаметр которого составляет пять миллиметров, нагревается докрасна голубым кинжалом. Если воздушных масс станет слишком много, то процесс не будет идти так устойчиво. Пламя начнет потрескивать, стремясь выйти за пределы горелки. Если пламя погаснет, а газ будет перекрыть некому, то может возникнуть пожароопасная ситуация. Поэтому-то важную роль играет устойчивость процесса горения.
Те же принципы действуют в цилиндрах. Чтобы бензин, солярка или газ сгорали, важно задействовать в процессе кислород воздуха. Отчего зависит легкость воспламенения бензина? В процессе играет огромную роль приток окислителя, а также соотношение масс компонентов. Если оно будет соответствовать цифре 14,7:1, то смесь будет называться стехиометрической. Воздушных масс столько, сколько необходимо для полного, а не для частичного сгорания бензина. Коэффициент избытка воздуха λ появляется тогда, когда имеют место быть отклонения от идеала. В рассматриваемом случае он равен единице.
В том случае, если значение λ превышает единицу, то смесь становится бедной. Если оно меньше названной выше цифры, то смесь, напротив, богатая. Бензин разлагается на углекислый газ и водяной пар. Правда, может присутствовать еще и негорючий азот. В реальности все может происходить абсолютно не так. Закоулки есть всегда и во всем. Процесс горения может идти медленно, а вследствие этого в выхлопе могут оседать недоокисленные соединения (угарный газ + пары топливной массы, углеводороды, которые не попали под действие пламени).
Если дозы «ядов» скромные, то можно задействовать в процессе 3-компонентный каталитический нейтрализатор. Он справляется с дожиганием и восстанавливает состав азота до безвредного.
О «бедных», «переобедненных» и «переобогощенных» смесях
К чему приводит обогащение смеси до λ=0,8-0,9? Ее обогащение приводит к максимальной скорости сгорания. К этой процедуре прибегают тогда, когда требуется получить высокую мощность. Казалось бы, ничего плохого не может произойти, но на деле все идет по-другому: часть топливного заряда не обрабатывается, поэтому доли необработанных компонентов изменяются в худшую сторону. Поэтому-то и не стоит прибегать к нажатию педали без особого повода.
Если возникнут какие-то неисправности, то смесь может стать богаче. К примеру, форсунки могут лить, а воздушных масс может и не хватать. С чем приходится сталкиваться автолюбителям? Снижение мощности, прожорливость мотора, масса несгоревших компонентов, черная копоть.
Из чего состоит копоть? В ее составе есть углерод С, который возникает в ходе реакции и из-за недостатка кислорода. Он закорачивает свечи. Топливо, которое не сгорело, оказывается в нейтрализаторе, перегревая и губя его. Вследствие этого происходит отключение форсунок. О нем сигнализирует система самодиагностики. Водитель должен проверить мотор.
Переобогащенной смесью является та, в которой окислителя мало. Она не может загореться. Взрыв бензиновой пары в баке не произойдет, но указатель уровня топлива может искрить.
Обедняя смесь, можно добиться экономичности, но при этом мощности будет не хватать. Горение будет идти медленно, лишний воздух будет оказываться в трубе. Полезной теплоты будет больше. Газы, которые отрабатываются, содержат большое кол-во азота. Кроме того, имеет место быть еще и лишний кислород. При увеличении количества выбросов приходится устанавливать сложную систему очистки.
Смесь может быть и переобедненной. Она обычно перенасыщена воздушными массами. Из-за огромного содержания воздуха не происходит воспламенения. Можно узнать, что водитель нарвался именно на такой состав. «Проваливание» дросселя мотора при резком открытии скажет ему об этом. Скорее всего, это происходит из-за забитого грязью фильтра в бензонасосе.
PS: и напоследок следует сделать простой вывод. Нельзя добиться развития максимальной мощности без уменьшения расходов топлива. К сожалению, вышесказанное факт, подтверждаемый наукой физикой. Экологии можно не навредить только в том случае, если экономичность и мощность держатся на уровне. Заливая один и тот же состав, нельзя увеличить мощность и при этом уменьшить расход топлива одновременно!
Современные автомобили стали на столько технологичными и продвинутыми, что требуют обслуживание и диагностику только в спец центрах. Поэтому если у вашего авто дизельный мотор и срочно понадобился ремонт насос форсунок, то обращаться нужно только в сертифицированные автосервисы.
Добавлено: 31.08.2012 16:33
Последние комментарии
Тоже всякую шляпу покупал в свое время, но только деньги потратил на ветер....