Школа вождения BMW – бесконечное скольжение

BMW Driving Experience – чему же учат в этой зимней школе?

«Не надо перед собой смотреть, смотри на цель, тебе нужен следующий поворот. Машина едет туда, куда водитель смотрит». На секунду задерживаю взгляд на инструкторе, стоящем в повороте. Именно он по рации комментирует все действия учеников. Моя BMW M6 тут же начинает скользить на задней оси, скорректировать занос я, конечно, не успеваю… полный разворот и остановка около бруствера. «Именно это я только что и сказал» - доносится из рации. Хочется выругаться.

Целых три дня занимает в школе Driving Experience зимняя программа. BMW очень удачно ее разработали. В первый день много ошибок, разочарований. Но уже к концу второго начинаешь понимать, что к чему и к вечеру начинают получаться многие вещи. На третий – полный триумф. Получается все, ощущение того, что ты практически способен на все не отпускает – ну конечно, пока не начинаешь отвлекаться на комментарии, доносящиеся из рации. Кстати стоимость обучения в автошколе зимнему вождению по карману любому автомобилисту.

Инструкторы: мастер спорта Алексей Маслов, обладатель кубка России по ралли; Михаил Михеев; Владимир Бурцев. Владимир летом учит ездить на мотоциклах BMW, зимой помогает в автошколе BMW Driving Experience.

Для обеих групп журналистов под площадку для обучения выбрали Красноярск. Зима здесь наступает довольно рано, уже в конце декабря озера покрываются льдом почти до дна. Лед вспучивается, «холмы» получаются почти метр высотой. Разница во времени с Москвой – 4 часа. Когда жители столицы просыпались и только собирались на работу, мы успевали откатать почти половину программы, запланированной на день.

В таких условиях в обучение по-настоящему «погружаешься». Я например полностью отключился от привычной мне жизни на все три дня, вокруг меня появился отдельный от остального микромир. В этом микромире были только строжайший распорядок дня, лед, снег, 560-сильные M5 и M6 и бесконечные скольжения.

В программе участвовали только самые мощные BMW M: «шестерка» кабриолет и купе и «пятерки» седаны. У всех – моторы по 560 л.с. и роботизированные коробки с двойным сцеплением. На колесах – стандартной размерности резина Nokian Hakkapeliitta 7

День первый.

Ожидаемо самый трудный. Утренняя побудка в 6:30 для нас была ночным подъемом (в Москве на часах было 2:30). Позавтракали в гостинице под не очень-то мелодичные звуки отечественной эстрады. И на мороз. Термометр показывает -30, но за час поездки на Сухобузимское озеро его показания изменились до -40. Но вид BMW, стоящих у шатра, сверкающих и готовых к заездам гасит все неприятные эмоции.

«Не заглушаем двигатели эти несколько дней, хотя они и стоят в закрытых ангарах, - после знакомства рассказывает инструктор – такой холод для «эмок» не очень-то привычная температура, даже скорее не нормальная. Инженеры из Германии сказали, что ниже -30 их не тестировали вообще, поэтому как вести себя будут они не знают. Но ничего, группа до вас откаталась отлично, как часы работают».

Сначала немного теории. Кроме рассказа о технике вождения, делают небольшой экскурс по электронной начинке, которая на сложных покрытиях помогает водителю. Например, выключать систему стабилизации M5 в городе и особенно в холода – идея далеко не самая лучшая.

Сначала часовая теоретическая лекция в теплом прозрачном шатре. Везде есть свои тонкости. Сидеть, например надо что бы спина была почти вертикально, а руки и ноги – согнуты. Хват руля – на 14:45, вращать нужно симметрично с перехватом. О разнице сноса и заноса, почему они происходят, как правильно вести себя в них. Конечно, о том как выходить из заноса учат и в обычных автомобильных школах, почти везде можно услышать рекомендации в духе «когда сносит в сторону переднюю ось, руль поставьте прямо, подождите уверенного сцепления передних колет и дальше газом и рулем работайте на опережение». Но в школе BMW учат управлять мощными спортивными машинами с задним приводом, поэтому есть и интересные нюансы.

«Гасить скорость в скольжении можно и нужно не только когда вы двигаетесь прямо, работая тормозом, но и когда скользите боком, нужно просто немного увеличить угол заноса» - рассказывает шеф-инструктор А. Маслов.

В теории, мы конечно уже знаем, что в заднеприводных машинах главные инструменты водителя не только педаль газа и руль, но и сама задняя ось. Главный вопрос – как это на практике применить?

К чести BMW, даже кабриолет, затесавшийся в нашу компанию -40 перенес спокойно, правда, крышу опускать нам запретили строго настрого.

BMW M5: битурбированный мотор V8 на 560 л.с., дает 680 Нм момента, разгон до 100 – 4,4 с. Снаряженная масса 1945 кг.

Сажусь в синюю M5 и еду на разминку – традиционно это упражнение «змейка». Змеек собственно две: одна с небольшим расстоянием между конусами, другая – с увеличенным интервалом. Сначала проедем с работающей системой стабилизации, пытаемся почувствовать машину и не сшибить сразу все конусы. Потом посложнее – включаем режим MDM, M-Dynamic Mode, трекшн-контроль в нем отключен, а система стабилизации отпускает свою хватку. Начинаем уходить в глубокие заносы, справляться с которыми нужно очень быстро, кто-то не успевает, их разворачивает.

«Вы сейчас на собственном опыте почувствовали, что в MDM-режиме электроника исправляет только грубые ошибки, страховки от разворота система стабилизации не дает – раздается голос инструктора по рации. – Делаем еще 2 круга в этом режиме, стараемся уловить момент вмешательства системы и не доводить дело до ее срабатывания. После полностью выключаем электронную стабилизацию. Кнопку «DSC OFF» держим нажатой дольше 3 секунд. Вперед!»

По моим ощущениям на льду купе M5 чуть менее стабилен, чем седан. Он менее чуток к перераспределению баланса, и гораздо стремительнее уходит в заносы. Хотя фаза скольжения у седана глубже.

Уже минут через пять пришлось убавить печку до 17, стало жарко, пришлось и толстовку снять. «Эмка» заставляет очень быстро и активно крутить руль. Шипованная резина Nokian не очень спасает, при крутящем моменте 680 Нм даже простое прикосновение к педали газа ведет к пробуксовке, одно неосторожное движение – и я несусь бортом в сугроб.

Проходит не мало времени, пока привыкаешь с «повадкам» мощных заднеприводных BMW.

Теперь переходим к следующему упражнению – «квадрату».

«Тут важно очень четко дозировать тягу на заднюю ось. Задача – медленно подъехать к углу квадрата, чуть-чуть повернуть руль и газануть что бы уйти в занос. Идеально – повернуть автомобиль на 90 градусов, используя только газ, - Алексей показывает как выполнять задание и одновременно рассказывает что он делает по рации. – В случае ошибки компенсируйте занос, ничего в этом нет страшного. Если амплитуды не хватает – жмите газ, не стесняйтесь».

Кажется, что просто, но чисто выполнить подряд хотя бы четыре раза, то есть один раз полностью чисто пройти этот самый квадрат ну никак не получается. Тяги то маловато, то многовато, машины сметают снег и проскальзывать начинают и передние колеса тоже. Только цепляешься передними за еще заснеженный кусок трассы – соскальзывают задние.

«Форсаж-3» по-русски.

«Как я вижу, у вас получается. Будем задачу усложнять. Квадрат превращаем в треугольник, - пока мы отдыхаем рядом с трассой, лишние конусы убираются. – Теперь поворот будет на больший угол. Придется поднапрячься, траектория должна быть треугольной. Едем прямо до конуса, чуть поворачиваем руль, газ, стабилизируем, опять едем прямо. Боком скользить пока не старайтесь, чуть позже попробуете и это».

Пожалуй, базовых упражнений сложнее «треугольника» нет. Очень и очень сложно правильно дозировать тягу на таких мощных авто. Но именно это упражнение дает понимание правильной работы газом для пробуксовки задних колес. Этот навык для езды на заднеприводных машинах необходим, без него ездить не получится.

Это упражнение действительно сложнее. Что бы поддержать скольжение задней оси газом надо работать еще активнее, а тягу дозировать еще точнее, разворачивает гораздо чаще. «Будьте аккуратнее с педалью газа! – оживает рация – Не надо жать на него так сильно, сперва начинаем скольжение, и только потом, если надо добавляем тягу, коротко нажав на педаль». Получается не каждый раз, характер у V8 битурбо взрывной. Потом догадываюсь отключить Sport+ и вручную переключиться на 2-ю передачу, становится проще.

Организационные моменты

Под выполнение заданий была отведена расчищенная площадка где-то 200х400 м, на которой инструкторы конусами «рисовали» разные фигуры для выполнения упражнений. Под скоростные задачи места нужно побольше, для них от снега очистили дополнительные участки.

«А теперь перерыв. После него выполняем любимое задание учеников. Будем скользить по кругу». Ура! Дождались.

Это упражнение со стороны смотрится крайне эффектно. Друг за другом по кругу машины скользят боком. Но это когда получается. А получается совсем не сразу. То только полкруга тащишь в заносе, а то и того не выходит. Очень уж на озере скользко.

«Стараемся смотреть вперед, туда, куда едем, тогда не будет сюрпризов на пути, - Михаил просто угадывает мои мысли и дает нужный совет. – Взгляд направлен на один-два конуса вперед, а не на капот или руки». Заставляю себя смотреть в нужном направлении – и начинает получаться. Впереди – лед, сбросим газ и готовимся к заносу, теперь на пути плотный снег – готовимся дать больше тяги, что бы из скольжения не выходить.

На мощных и тяжелых BMW M нам постоянно приходится бороться со сносами и заносами. Но причина всегда не в машине, а в наших несвоевременных или неточных действиях.

Обед – строго с часу до двух, расписание жесткое. Возвращаемся на трассу, котрую успели переразметить. Сейчас конусами ограничено два коридора, достаточно широких для отработки ритмического заноса. Тут нужно с места разогнаться, проехать первые ворота и тут же уйти в занос, машину надо на стабилизировать, а добиться от нее скольжения в обратную сторону, увеличив его амплитуду. И так «вилять» хвостом до вторых ворот, перед которыми машину выравниваем.

Во главе угла – мягкость.

Мехатронное шасси «Эмки» обладает каким-то стремящимся к бесконечности количеством настроек. Можно «подкрутить» отклик на газ, руль ослабить или сделать более «тяжелым», коробку ускорить тоже можно. Но на льду это лишнее, реакции машины должны быть мягкими, так им проще управлять.

С тем, что бы начать первое скольжение после ворот проблем не возникает, жмем на газ повернув немного руль и готово. Дальше сложность нарастает: со вторым еще справляешься, в третий занос уходишь с огромным трудом. Основная трудность опять же в контроле тяги. А еще сложно заставить себя ждать. Представьте, что летите боком, скорость около 60, колеса смотрят в сторону заноса. А Вам нужно ждать пока машина перестанет наращивать угол скольжения, зацепится за дорогу, попробует стабилизироваться. Зато когда момент наступает начинаешь работать очень быстро. Руль вращается на опережение, работа газом – здесь надо не перебрать, что бы не развернуться, но и недодать тоже нельзя, скольжение прекратится.

Выполнить это задание без ошибок никто вроде бы не смог, и через час тренировки осколки конусов, лопающихся на морозе, усеяли всю обочину.

Когда большинство справились с упражнением, задачу тут же усложнили. Раз мы такие молодцы, то проезжаем коридор, скользя столько раз, сколько инструктор скажет. «В этот раз – три скольжения. Простите, три – это три, а не четыре-пять! Так… уже лучше. Теперь проезжайте за два. Теперь отлично. Заканчиваем, перерыв».

И завершающее упражнение первого дня. Несимметричная восьмерка, в которой меньшее кольцо диаметром около метра, перепад высот тоже присутствует и довольно заметный.

И жестокое разочарование. Ничего не получается. Совсем. По кругам этой восьмерки ездить – легко. По инерции скользнуть с большой дуги в обратную сторону – могу. Выполнить все задание чисто – хорошо, если из пяти раз один, а то и реже. Постоянно разворачивает, раз за разом…

16:55. «Первый день окончен, - командует рация, - строимся в колонну и следуем за инструктором на базу». Сегодня заканчиваем не на веселой ноте.

Второй день.

Точно такой же завтрак как и накануне, снова -39,5 за бортом машины, отвозившей нас на полигон. Шатер темный, пахнет дымом. Оказывается, что из строя вышла тепловая пушка с дизельным генератором. «Это не страшно, - говорит один из организаторов, - Пару дней назад отказал двигатель у грейдера, которым мы трассу расчищаем. Местные механики движок за день поменяли, прямо на озере, не загоняя в ангар, температура тоже -40 была».

Грейдер чинили прямо на озере, сломавшийся двигатель сняли, новый поставили. А вот баварские спорткары, в отличии от тяжелой техники, морозы перенесли стойко, без поломок.

В сумерках, пока техники налаживают тепловую пушку, мы едем на разминку. Сначала змейка с очень большой дистанцией между конусами. Пробуем в MDM, потом, как и накануне, систему стабилизации отключаем. Просыпаемся понемногу, наращиваем скорость прохождения, увеличиваем углы скольжения. На удивление почти все проходят без ошибок, на большой скорости и уверенно держа широкие углы заноса.

«Прекрасно. Недаром вчера учились, уроки идут впрок, - по-моему Алексей слишком бодр для 6 утра по московскому времени. – Шатер уже в порядке, встаем в колонну и на брифинг». Сначала обсуждаем что кому в первый день понравилось, а что нет, высказываем пожелания. Как выяснилось злополучная «восьмерка» вчера не получалась не только у нас. Решено еще 1,5 часа потратить на ее отработку. Упражняемся, сменяя с напарником друг друга на водительском месте.

BMW M6: битурбированный мотор V8 на 560 л.с., дает 680 Нм момента, разгон до 100 – 4,2 с. Снаряженная масса 1630 кг.

Сегодня мы сменили автомобиль, вместо седана M5 ездим на купе M6. Привыкнуть быстро не получается – габариты меньше, машина более легкая, да и трасса как и вчера постоянно меняется. В таких экстремальных условиях даже небольшая разница в поведении ощущается. Заставить скользить купе проще, но в занос она уходит стремительно.

Тем временем, «восьмерка» все лучше и лучше получается. Грубых ошибок допускаем все меньше, хотя пока что на малом круге скорость падает очень сильно. Самое главное, что мы с другим экипажем поменялись «восьмерками», но смогли быстро адаптироваться к другому рельефу и покрытию, а это несомненный прогресс!

Когда передние колеса «держатся» за снег, держать машину под контролем можно только направляющими движениями руля и газом.

Пообедав, отправляемся пробовать две новые трассы, расчищенные подальше, к центру озера. Первая трасса – две окружности разного диаметра, вторая – настоящий трек, 3 км полного набора поворотов. Для начала – на круги.

Сначала пробуем себя на маленьком кругу. Рельеф у него непростой - бугры да ямы, покрытие тоже неоднородное. Два BMW скользят в 50 метрах друг за другом. Остальные смотрят со стороны, подмечая ошибки коллег. Сначала пилот первого экипажа чрезмерно компенсировал занос и не справился с тягой, пытаясь опять поставить «эмку» боком, разворот на 180. Следом второй, которому удавалось удерживать машину в скольжении на снегу не подготовился ко льду и выехав на него развернулся.

Попривыкнув, почти все справились с поддержанием постоянной скорости и угла заноса. Понятно, что тут главное не отвлекаться ни на секунду, если замешкался – моментально машину выпрямляет и сносит с трассы или наоборот заносит и разворачивает.

Наступает наш черед. Сначала действие больше всего напоминает родео. Ощущения водителя мощной и тяжелой машины на такой трассе наверняка сравнимы с тем, что испытывает ковбой, пытаясь удержаться на бычьей спине. Покрытие соскучиться не дает, когда переходишь с плотного снега на лед, сцепление колес меняется за долю секунды кардинально. «Не надо ждать, как машина отреагирует, реакцию надо предугадывать, действовать нужно в момент перехода с покрытия на покрытие, готовьтесь заранее, - Алексей не устает напоминать азы – Просто смотрите вперед, анализируйте трассу».

Звучит не сложно, но сделать ох как не просто. Чуть сильнее дал газу – борешься с резким заносом на льду, и тут вылетаешь на снег, а шипованная резина просто «приклеивается» к нему и машина резко стабилизируется. Теоретически все довольно понятно. Готовясь выехать на снег плавно увеличиваем газ, слегка заранее пробуксовывая задними колесами, скользим весь снежный участок под тягой, а перед выездом на лед плавно и нежно гасим скорость и проскальзываем по инерции.

Но за рулем – страшно! По льду конечно, дрифтуем довольно медленно, но по снегу разгоняемся и весьма неплохо. А когда минут через 30 перешли к большому кругу…

Закончили занятия весьма эффектно. Соседний экипаж на «пятерке» слегка перебирает со скоростью на снежном участке, очень красиво взлетает на бруствер и повисает на «пузе». Зрелище крайне эффектное. Откапываем «эмку» и едем на брифинг.

На всех наших BMW стоит специальная защита – стальная «лыжа» на днище, закрывающая моторный отсек и нижнюю часть бампера. Благодаря этому все вылеты с трассы заканчивались просто откапыванием, машины мы не повредили.

Третий день.

Сегодня спим на целый час дольше, а на улице – оттепель, всего-навсего -20. Жизнь играет новыми красками. Мчимся на озеро, небольшой брифинг, разминка – куда без уже привычной змейки, и опять на круги. Сегодня стало гораздо проще справляться с автомобилем. За ночь навыки, приобретенные вчера, «устоялись», ошибок делаем гораздо меньше. И уже через 30 минут инструкторы везут нас к главному событию и развлечению - последнему упражнению, 3-километровой трассе.

Взять и проехать ее всю сразу нам конечно не поручили. Осваиваем сначала частями. Сперва небольшая петля с 5-ю поворотами, в середине серьезная ледяная яма. Потом большая петля с длинным прямым отрезком и чрезвычайно скользким поворотом на вторую часть. Отработав отрезки проезжаем трек целиком. Никогда я не чувствовал себя за рулем лучше, чем те два часа. Душа поет - я наконец справляюсь с очень норовистой M6 и заставляю ее делать то, что мне нужно (ну почти все, что нужно).

Разгоняемся по прямой, притормаживаем, правый борт уходит на снежную обочину, левый – на льду. Слегка поворачиваем руль в поворот, чуть поддаем газу и M6 послушно скользить задними колесами. Перекладываем руль в другую сторону и дрифтуем к очередному повороту. Боковым скольжением плавно гасим скорость, слегка не хватает инерции, что бы не выпрямить траекторию даем немного газа, чуть сильнее руль, прошли!

Вторая связка – чистый гладкий лед. Проползаем очень внимательно, контролируем заднюю ось и как только передние колеса цепляются за снег – газу!

На третьей передаче со стрелкой тахометра в красной зоне, красиво скользим по дуге. Снег и льдинки веером разлетаются из-под колес прямо в объективы фотографов.

Скольжение, перекладка руля, стабилизация, притормаживаем перед прогибом льда – задняя ось на нем разгружается и как только она поскальзывается – подхватываем тягой и опять разгоняемся по дуге, держим угол заноса.

Наконец-то. Я перестал подстраиваться под непростой характер BMW, я управляю этим норовистым спорткаром.

Вчера эта машина казалась неповоротливой, тяжелой. И вдруг послушная, чуткая к управлению! M6 очень отчетливо отзывается и дает понять что именно с ней происходит сейчас и что произойдет с следующую секунду. Обидно только, что одновременно на трассу вышли все машины и если кто-то ошибался, останавливались все экипажи. Да, конечно еще покрышки хотелось бы «обуть» более цепкие, обычные шипованные не могут справиться с драйвом турбированного двигателя V8.

Если хотите испытать нечто подобное – можно отправиться под Санкт-Петербург, там проходит похожая четырехдневная обучающая программа, которая стоит 85 000 рублей. Единственное, но существенное отличие: ездить будете не на «эмках», а на BMW 1-series и 3-Series.

В конце дня Алексей Маслов катал всех желающих на машине инструкторов. В ней стоит специальный каркас и резина на «гвоздях». Покрышки не просто шипованные, а выполнены необычным образом: в основе – летняя резина, на которую наварен агрессивный протектор, шипы на такое чудо ставят 2,5-миллиметровые. Выглядят очень сурово, а уж как хватают покрытие! Особенно на льду, по снегу идут чуть хуже – летняя резина дубеет на морозе. По идее такими покрышками собирались оснастить все машины, но нужное количество подрядчики изготовить не успели.

Тут мы поняли, на что вообще способны мощные BMW с задним приводом и в правильной резине. В «ледяных» поворотах скорость инструкторского M5 была выше, чем наша раза в два, не меньше. За первые 100 метров прямого отрезка Алексей разгонял машину до сотни!

Но и мы на обычных стандартных покрышках всего за три дня многому научились. Шанс попробовать себя в управлении мощным BMW с задним приводом уже на правильно «обутых» колесах у нас будет. В Швеции пройдет зимний курс BMW Fascination. Там на озерах Лапландии нас ждет много километров сложных трасс и свежие M3, обутые в спортивную шиповку. Программа продлится четыре дня, будет возможность погрузиться в обучение еще глубже.

Добавлено: 28.02.2013 16:54

Рубрика:
Мир BMW BMW AG

Добавить комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Вам необходимо авторизоваться (войти на сайт под полученным ранее ником и паролем).
Если вы впервые на сайте, зарегистрируйтесь при помощи формы регистрации.

Другие публикации рубрики "Статьи о БМВ"

Хэтчбэк 3-Series GT: самый большой в семействе BMW 3 серия 3GT

Хэтчбэк 3-Series GT: самый большой в семействе

Наконец-то BMW официально представили хэтчбэк 3-Series GT. Фотографии этого хэтчбэка, который к удивлению оказался крупнее и универсала и седана в своем семействе, появились в сети еще в начале февраля. Увидеть его воочию можно на Женевском автошоу. Габариты универсала BMW 3-Series: Длина &nda...

Настоящее мастерство – BMW xDrive все-таки изобретает новые эмоции. BMW Мир BMW BMW AG

Настоящее мастерство – BMW xDrive все-таки изобретает новые эмоции.

BMW решили доверить  демонстрацию возможностей xDrive 5 моделям - MINI John Cooper Works Countryman, BMW M135i, BMW 740d, BMW X6 M (30d и 50d) и BMW 750d xDrive. Последняя к сожалению на групповое фото не попала. Есть такой тип мероприятий, которые журналисты не очень любят, хотя автопроизводител...

BMW: экотехнологии BMW Мир BMW BMW AG

BMW: экотехнологии

10-20 лет назад общей тенденцией автомобилестроения было наращивание максимальных результатов скорости и мощности. Сейчас все кардинально изменилось. Автоконцерны делают упор на экономичность потребления топлива и минимальный урон окружающей среде. Какие же передовые разработки предлагает BMW? На...