Клаксоны: от и до (или из истории предмета, способного «пронзительно кричать»)

Что значилось в «Кратком курсе автомобилизма» в начале XXвека? В нем значились слова-назидания для автолюбителей. По словам автора, когда водитель объезжает извозчика, трамвай или любой другой автотранспорт, он должен подать предупредительный сигнал. Кроме того, не подав его, нельзя выезжать со двора и пересекать перекресток. Понятное дело, что вышесказанное осталось в далеком прошлом. Современные правила дорожного движения предполагают другие действия автолюбителей, да и сами звуковые сигналы стали абсолютно другими.

О пользе электричества

Примечателен тот факт, что первые звуковые сигналы появились задолго до появления четырехколесного автомобиля. Их стали использовать на конном транспорте. К заветному приспособлению мог прикоснуться лишь кучер, который сидел, как водится, на облучке. Роль сигнала тогда исполнял рожок, а под словом «сигналить» подразумевалось вдувание в вышеназванный прибор всего накопленного в легких воздуха. Так как такой способ был не очень-то удобным и требовал определенных усилий со стороны автолюбителя, рожок впоследствии оснастили резиновой грушей. Такие приспособления использовались не только на конном транспорте, но и на первых авто. К примеру, можно вспомнить несколько автомобилей с клаксоном в виде рожка с грушей – «BenzVelo» (1894 г. в.) и «DuryeaMotorWagon».

Кстати, отдельно стоит подчеркнуть один факт. Клаксон был самым дорогим звуковым сигналом. Его стоимость составляла 85 рублей. В ту пору такая цена была высокой, а в особенности для врачей и учителей, так как им приходилось за сей агрегат отдавать всю свою зарплату. Авто в далекие советские годы стоил от 1,5 до 7,5 тыс. рублей.

Первый электрический сигнал появился в 1899 г. По крайней мере, в тот год о нем было упомянуто. Б. Луцкой (русский инженер, который проживал на тот момент в Германии) установил электросигнал на автомобиль, который развозил почту. Первый такой гудок был произведен инженером и носил название «Loutzky-MotorwagenModelC». Свое изобретение мужчина продемонстрировал на автошоу в Берлине. В 1899 г. модель такого гудка не пришлась общественности по душе, так как электрооборудование тогда было не в почете. Из вышесказанного можно легко заключить: устройство Луцкого не получило распространение. Тогда популярными были пневматические сигналы с грушей, которые и выглядели несколько примитивно.

Лишь спустя десять лет об электрических клаксонах заговорили. Они появились на авто, когда производители смогли-таки решить проблему с аккумулятором и подзарядным устройством для них. Производством таких устройств занялись сотрудники электротехнической компании под названием «LovellMcConnellManufacturingCo»из Нью-Джерси. Сие знаменательное событие произошло в 1908 г. Кто же изобрел клаксон в его классическом виде? М. Р. Хатчисон (друг Т. Эдисона). На счету у этого мужчины есть и другие изобретения, а именно «акустикон» (слуховой аппарат) и «диктограф» (устройство, позволяющее подслушивать чужие разговоры). Сначала изобретение стало популярным в США, так как в городах этой страны стало катастрофически увеличиваться кол-во авто. Из-за увеличения числа автомобилей появилась необходимость в клаксоне, и, изобретение Хатчисона упало на благодатную почву, быстро став популярным.

Чуть позже произошло переименование фирмы «Lovell-McConnellManufacturingCo». Она переродилась в «KlaxonSignalsLtd». Сегодня фирма также существует. Почему слово «Klaxon»появилось в названии торговой марки? Такую идею предложил господин Лавелл (учредитель компании), и, все его коллеги ее поддержали. Кстати, слово «Klaxon»происходит от греческого, и, в переводе с него означает «пронзительно кричать». Что же такое клаксон в переводе на язык автолюбителей? Клаксон – это тип электрического рожка, который способен создавать громкий, проникающий в голову звук. Кстати, сегодня он используется не только в авто, но и на моторных лодках, в цехах заводов и т.д.

За прошедшие сто лет внешний вид клаксона практически не изменился. Как и раньше, так и сегодня, в основу прибора положен рожок, который прикладывается к диафрагме. Рожок отвечает за усиление, направление шума; создание сконцентрированной области звука, который должен быть слышен на значительном расстоянии. Маленький клаксон способен «сигналить» достаточно громко, а его более большие товарищи и вовсе «воют». Кстати, в первые годы с момента появления клаксонов их ставили не на все авто, а если и ставили, то разрешалось наличие исключительно однотональных приборов.

О разных клаксонах и воздухе…

Рожок, характерный для клаксона, пытались использовать в других целях. К примеру, в XXвеке появилось довольно-таки экстравагантное изобретение. Речь идет о клаксоне с запахом, который должен был помогать пешеходам, которые от природы имели слабый слух. Автор создал устройство, которое издавало неприятный запах и тем самым говорило пешеходу о приближении авто. Резкое специфическое амбре не что иное, как мощная струя сжатого воздуха. Она-то и била в прохожих.

Электросигналы не сразу стали популярными, а только спустя годы. Поначалу их устанавливали на авто, но в качестве поддержки для пневматического клаксона. Считалось, что последний более надежный, чем первый. Чтобы убедиться в вышесказанном, стоит раздобыть в Интернете фото старого авто. 100% в нем помимо рожка с проводами, закрепленного на боковине кузове, найдется еще и старая добрая «груша» с медным (простым круглым, овальным или сложным) раструбом. Последняя красовалась на рамке лобового стекла.

Количество тональностей сигнала можно было определить по числу рожков разной длины.

Пневматические устройства долгое время не исчезали и не сдавали своих позиций. Они, кстати сказать, даже совершенствовались параллельно с развитием электроустройств. К примеру, можно вспомнить изобретение «Autovox»(французская фирма). Она предложила миру сигнал, воздух в который подавался от компрессора, но при этом он приводился в действие опять же маховиком мотора. «Груша» требовалась и новому устройству. Кроме изобретения французов существовали «сифлофоны» (свисток внутри системы), «тестофоны» (музыкальные шкатулки с разными мелодиями).

О месте клаксона в автомобиле

Поначалу звуковые сигналы размещались исключительно снаружи авто. Они являлись важнейшим предметом экстерьера. Каждый производитель старался изобрести нечто, что смотрелось бы изысканно, необычно и т.д. Удивила, к примеру, компания «Roll-Royce». Она изобрела особое устройство для клиентов из Индии. Она делала раструбы, которые своей формой напоминали змеиные головы с раскрытой пастью и торчащими клыками, которые смотрелись очень-очень агрессивно. Индийские магараджи сходили с ума по такому аксессуару. Банкир из Франции специально для своего «Peugeot»заказал клаксон, сделанный по индивидуальному заказу. Производитель сделал ему сигнал в виде отлитых из меди голов льва с пышной красивой гривой.

Клаксон с раструбами в форме змеиной головы – любимый аксессуар магараджи из Индии.

Авто 20-30-х гг. XXвека оснащались сигналами, форма которых была простой и лаконичной одновременно. Длина раструба тогда потеряла значение, так как электрическая составляющая развивалась семимильными шагами. Рожки стали небольшими с точки зрения размера. Порой, они стали напоминать собой «таблетку». Их местом установки стал передний бампер или бугеле.

Автомобильный дизайн развивался, а посему сигналы стали перемещаться вглубь. В подкапотном пространстве они разместились после того, как исчезла вертикальная облицовка радиаторов, торчащие крылья и отдельно стоящие фары. Они перестали быть частью внешнего облика авто. Иногда все же «таблетка» красовалась на переднем бампере, но так продолжалось недолго. Совсем скоро появились хромированные элементы на нем, и, «таблетка» стала не к месту.

Производством электрических сигналов в свое время занималась и компания «Bosch». Ее клаксоны устанавливались перед радиатором.

Сегодняшние звуковые сигналы нашли свое место в разных полостях подкапотного пространства. Иногда они размещаются во внутренней части бампера. Клаксоны в исконном виде и сегодня можно увидеть на грузовиках дальнобойщиков-американцев, лимузинах для свадеб, хот-родах и т.д. Они исполняют в данном случае декоративные функции, и, причисляются к категории ретро-устройств.

PS:Так уж сложилось, тон и сила звукового сигнала зависят от размеров транспортного средства. К примеру, по сигналу можно понять, какой авто двигается по дороге. Если звук низкий, но мощный, значит, по автодороге едет грузовик. Легковые авто оснащаются двумя клаксонами. Первый имеет высокий тон, а второй – низкий. Те и другие в совокупности дают красивый звук. Если авто не слишком-то дорогой, то звук клаксона будет неприятным, «железным». В магазинах продаются разные звуковые сигналы. Есть среди них двухтональные, пьезоэлектрические, пневматические… Каждый человек сможет выбрать то, что устроит его больше, чем все остальное…

Добавлено: 13.06.2012 15:03

Рубрика:
Мир BMW BMW AG

Добавить комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Вам необходимо авторизоваться (войти на сайт под полученным ранее ником и паролем).
Если вы впервые на сайте, зарегистрируйтесь при помощи формы регистрации.

Другие публикации рубрики "Статьи о БМВ"

Как выглядят современные двигатели BMW? BMW Мир BMW BMW AG

Как выглядят современные двигатели BMW?

Ни для кого не секрет, что выпуск высокосовременных автомобилей сопряжен с большими трудностями. Почему? Ответ прост: потому что количество автопроизводителей за последние годы резко возросло. Каждая компания стремится показать свое превосходство в выпуске авто, а добиться этого можно только посредс...

Элегантный BMW Zagato Coupe для подиумов и дорог общего значения BMW Концепт Все концепты

Элегантный BMW Zagato Coupe для подиумов и дорог общего значения

BMW Zagato Coupe можно встречать только овациями. Этот автомобиль эффектный и двухдверный. Его презентация состоялась на конкурсе элегантности под названием Concorsod`Eleganza Villad`Este, который проводится каждый год. Для проведения выбрана страна под названием Италия. На выставке в основном предс...

BMW 3-Series в кузове седан получил награду «TopSafetyPick» BMW 3 серия F30-F35

BMW 3-Series в кузове седан получил награду «TopSafetyPick»

BMWGroup – баварский автоконцерн заработал еще одну награды. В этот раз он удостоился внимания общественности в сфере безопасности. Награда называется «TopSafetyPick». Ее присудили члены страхового института дорожной безопасности Америки «IIHS». Ее получили баварцы за с...