В 1913 на северной окраине Мюнхена Карл Рапп и Густав Отто, сын изобретателя двигателя внутреннего сгорания Николауса Августа Отто, создают две маленькие авиамоторные фирмы. Первая мировая война принесла многочисленные заказы на двигатели для самолетов. Рапп и Отто решают объединиться в один авиамоторный завод. Так в Мюнхене возникает завод авиационных двигателей, который 21 июля 1917 регистрируется под именем Bayerische Motoren Werke ("Баварские моторные заводы") - BMW. Эту дату и принято считать годом основания BMW, а Карла Раппа и Густава Отто ее создателями.
Скоро появилась и эмблема BMW - круг, разделённый на два голубых и два белых сектора, представлявшая собой стилизованное изображение пропеллера, вращающегося на фоне неба. Учитывалось и то, что синий и белый - национальные цвета земли Бавария. За все прошедшие годы этот фирменный знак практически не менялся, если не считать шрифта, которым изображены буквы. Да и резиденция BMW так и остается в немецком городе Мюнхене.
Сегодня BMW - один из лидеров по выпуску автомобилей премиум-класса. С конвейеров завода ежегодно сходит более миллиона машин. Концерн BMW, начавшийся с маленького авиамоторного завода, производит свою продукцию на пяти заводах в Германии и двадцати двух дочерних предприятиях, разбросанных по всему миру. Это одна из немногих автомобильных фирм, не использующая на заводах роботов. Вся сборка на конвейере происходит только вручную.
Кроме того, BMW - это ведущий производитель спортивных автомобилей, которые успешно выступают в формульном и кузовном кольце, ну и, конечно же, в ралли.
И если в кольцевых гонках BMW традиционно занимает лидирующие позиции и борется за титулы и призовые места, то в ралли все обстоит несколько иначе. Традиционно считается, что BMW в раллийных соревнованиях - чужеземец и редкий гость.
За свою многолетнюю историю компания BMW лишь однажды "коснулась" чемпионата мира по ралли (WRC). Сейчас трудно себе представить, однако, в шестидесятые-семидесятые немецкая компания всерьез занималась продвижением одной из своих машин в этом виде автоспортивных соревнований.
Честь представлять интересы BMW в составе заводской команды выпала BMW 2002. Модель 2002 начала свою жизнь под именем 1600-2 в 1966 году, когда был представлен преемник модели 1500. Имевшая новый дизайн кузова, 1600-2 оснащалась карбюраторным двигателем объемом 1600 куб.см. В 1967 году появилась версия 1600 ti с двумя карбюраторами и развивавшая 105 л.с.
Затем автомобиль пережил "фейслифтинг" и продолжил выпускаться под именем 1602. Эта модификация стала очень популярной - за девять лет было выпущено 277 тысяч экземпляров.
Компания BMW предлагала массу изменений, направленных на улучшение характеристик автомобиля. Количество изменений было столь велико, что привело в 1968 году к созданию нового автомобиля - BMW 2002.
Версия 2002 оснащалась двумя карбюраторами, пятиступенчатой коробкой передач и двигателем мощностью 120 л.с., который был настолько хорош, что в будущем без проблем подвергался тюнингу.
В 1971 году компания BMW создала специальное раллийное отделение, которое сконцентрировалось на развитии автомобиля. Руководителем проекта стал Хельмут Бейн - человек, в 1966 году впервые вышедший на старт ралли за рулем BMW 1602. Бейн отчетливо представлял себе потенциал двухлитрового автомобиля и приступил к переговорам с несколькими известными пилотами для найма в заводскую команду.
Пилоты Тони Фолл и Рауно Аалтонен принесли BMW 2002 несколько первых побед, однако первых серьезных успехов достиг сам Бейн - он стал чемпионом Западной Германии в 1969 и 1970 годах.
"Маленькая" BMW была особенно хороша на скользких и гравийных трассах, но чувствовала себя также хорошо и на асфальте, тем более, что вскоре пилоты, выступавшие по всей Европе поняли, что 2002-ая легко может развивать большую мощность, благодаря отличному двигателю с верхними распредвалами и подвеске.
Дальнейшим развитием модели 2002 стала версия 2002ti. Главным отличием стала система впрыска топлива, прибавившая двигателю 10 лошадиных сил. Также была улучшена ходовая часть, передние дисковые тормоза стали больше, а колеса стали шире.
В то время, как Бейн постоянно совершенствовал раллийные автомобили, в самой компании BMW идея участия в гонках находила все меньше и меньше понимания, поэтому у раллийного отделения стали возникать проблемы с финансированием...
Как ни странно, если гоночные версии BMW 2002, как и серийные, оснащались системой впрыска топлива Bosch, то раллийные версии по-прежнему использовали карбюраторы - они развивали большую мощность.
Бьорн Вальдегаард и Ахим Вармбольд также принесли BMW 2002 несколько побед. Вармбольд принес машине победу на Portugese TAP Rally 1972 года, а годом позже - первую победу на этапе чемпионата - австрийском Alpine Rally.
Вальдегаард практически выиграл ралли RAC, но вылетел с трассы за несколько спецучастков до финиша, пытаясь оторваться от соперников. В итоге швед закончил гонку седьмым (его помятую BMW вы можете увидеть на фотографии в заголовке статьи).
В 1973 году мир увидел самую экстремальную версию 2002-ой - BMW 2002 Turbo. Вновь с системой впрыска топлива, но теперь, благодаря турбонагнетателю ККК мощность двигателя увеличилась до внушительных 170 л.с., благодаря чему машина достигала 210 км/ч, а разгон от нуля до сотни занимал чуть больше восьми секунд.
Казалось, что для модели 2002 все идет хорошо, однако на повестке дня компании были уже новые модели, а на горизонте замаячил нефтяной кризис. Как следствие, в начале 1974 года компания BMW решила сконцентрировать свои усилия на кольцевых автогонках и покинула ралли, и уже через год была официально представлена 3 серия BMW - это означало смерть BMW 2002, производившейся в разных модификациях с 1966 года.
Но и сегодня в отдельных национальных чемпионатах некоторые поклонники автомобилей баварского концерна, сделавшие свой выбор, продолжают - и небезуспешно - выступления на автомобилях этой легендарной марки.
BMW можно видеть и на российских раллийных трассах. С наивысшими результатами из россиян на BMW ездили, конечно же, братья Больших - Николай и Игорь. Мало того, до сих пор в их личной коллекции содержится "продрайвовский" автомобиль BMW М3, готовый к старту. А в настоящее время на автомобилях BMW третьей серии успешно выступают на этапах Чемпионата и Кубка экипажи команд Laura Sport Rally Team и Pragmat Rally.
Стартовав после двухгодичного перерыва на ралли "Сестрорецк 2007" "нулями", Алексей Маслов и Дмитрий Коломиец (экипаж команды Pragmat Rally) в течение этого сезона планируют проехать несколько гонок в зачете "свободного" класса Р12. Часть из них - два летних этапа национального первенства, ралли "Белые ночи" и ралли "Россия" - уже позади, а на осень запланированы старты в Пскове и на кубковой гонке "Трофей Пено").
За время, которое экипаж не появлялся на российских раллийных трассах, команде удалось сохранить кадровый состав механиков, сохранить сервисную технику. А слаженности и подготовке этих спортсменов позавидуют многие: выступая в одном экипаже с 1992 года, ездили на ВАЗ-2101, затем на ВАЗ-2108, на которой в 1997 году выиграли Кубок России в классе 1600, прошли полные курсы спортивной подготовки в школах Цыганкова и Герасенкова.
Алексей Маслов, пилот: "Я возвращаюсь на трассы на той машине, которая мне нравится. Нашел я ее случайно, ее готовили в Литве, там сделали каркас, тормоза, подвеску, сиденья и разные мелочи, а двигатель и трансмиссию мы строили сами. Машина для спорта новая, она еще ни разу не стартовала. Строили ее год в Прибалтике, потом еще год она стояла в Санкт-Петербурге. Еще три месяца ушло на подготовку машины в нашей команде.
В данной комплектации это машина для удовольствия. Вечный спор о типе привода для ралли - он как спор о том, что было раньше - яйцо или курица. Мое мнение такое, что для асфальтовых гонок задний привод может легко конкурировать с полным, и даже превосходить его по скорости на спецучастке, пример тому - БМВ М3, побеждающие на европейских ралли Mitsubishi и Subaru. На грунтовых трассах, конечно, задний привод испытывает определенные трудности, но, тем не менее, на заднем приводе можно ездить с высоким результатом и на грунте. Особенно тяжело на льду.
Работая инструктором в Школе BMW, я постоянно поддерживаю водительскую форму, поэтому то, что касается контраварийной подготовки, ничего никуда не ушло, а вот скоростная езда - это совсем другая тема".
За победу в Кубке или Чемпионате команда пока не борется: ставка сделана на другое. В этом году основная цель экипажа - обкатка нового автомобиля, поиск его слабых мест и, конечно же, восстановление навыков скоростной езды.
Тем не менее, не исключено, что уже на будущий год команда поставит более амбициозные цели, и, выступая при поддержке своего нового партнера - компании "ЦИFRA", представляющий широкий спектр услуг цифровой печати - петербургский экипаж сумеет бороться за высокие спортивные достижения.
Лучшие результаты, показанные на BMW на этапах чемпионата мира по ралли:
1971 год, Alpine Rally - Тони Фолл/Майк Вуд - 3 место
1972 год, Acropolis Rally - Ахим Вармбольд/Йохим Дорфлер - 3 место
1972 год, Acropolis Rally - Тони Фолл/Майк Вуд - 5 место
1973 год, Alpine Rally - Ахим Вармбольд/Жан Тодт - 1 место
1973 год, Alpine Rally - Бьорн Вальдегаард/Ханс Торзелиус - 4 место
1973 год, Daily Mirror RAC Rally - Бьорн Вальдегаард/Ханс Торзелиус - 7 место
Добавлено: 27.10.2009 13:44
Последние комментарии
Тоже всякую шляпу покупал в свое время, но только деньги потратил на ветер....